Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как избавиться от амбиций, гордыни, зависти и высокомерия?

Темы: Гордость, Скромность, Еврейские качества, Исправление качеств, Рав Эльяким Залкинд, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Раввин. Хотела бы получить развёрнутый ответ на вопрос: как избавиться от амбиций, гордыни, чувства зависти и высокомерия? Благодарю за внимание. Н.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Н.,

Представляется, что ключ к работе с подобными качествами — понимание: я не центр мироздания и ничем не лучше и не главнее другого. Может быть — любого другого творения. Да и все творения вместе взятые — ничто в сравнении с Творцом всех миров. Ведь мы не существовали прежде, чем были созданы, да и теперь, когда созданы, — ничтожно малы, и всё наше существование в этом мире — как исчезающая тень. Он же, Благословенный, — безграничен и вечен.

Прочувствовав это и продолжая размышлять об этом, нужно постараться и в повседневной жизни переключить внимание с себя — на то, что необходимо делать, и с заботы о себе — на заботу о других. Ведь нас всегда «ожидают» дела и обязанности, помощь людям, все заповеди. Думать об этом, о том, как лучше всё исполнить, помочь, порадовать. Как порадовать Того, Кто сотворил всех нас и дает нам жизнь в этом мире и столько бесценных подарков каждый день, назначил нас Своими посланниками здесь, помогает во всем и ожидает нашего успеха.

Амбиции же и гордыня расцветают, когда внешний рост, продвижение человека отстают от роста внутреннего. По-настоящему глубокому человеку — с чего быть высокомерным? Кто больше нашего учителя Моше? И Всевышний сказал о нем (Бэмидбар 12, 3): «А этот муж, Моше — скромнее всех людей, которые на земле». Потому что, чем действительно больше и глубже человек, тем выше его постижение, больше близость к Всевышнему. И ему всё яснее открывается безграничное величие Творца и собственная незначительность. В то же время растет его уважение к деяниям Всевышнего, Его замыслам и воле, а значит — и к миру, в который Он привел нас, к другим людям — душам, посланным выполнить задачу, поставленную Им, ко всем творениям и событиям в мире, к заповедям, которые Он дал нам. И тогда — где место гордыне? И, тем более, зависти? Ведь Всевышний в Своей беспредельной мудрости дал и дает каждому — всё, что необходимо и суждено именно ему.

Это — очень коротко. Подробнее можно прочесть в книгах по еврейской этике (Мусару). См. книгу Орхот цадиким («Пути праведников») на нашем сайте. Существует также запись уроков рабанит Ф. Гурфинкель по этой книге. Переведена книга Ховот а-левавот («Обязанности сердец»). И другие материалы по Мусару, многое можно найти на нашем сайте. Очень стоит читать регулярно известное письмо Рамбана (написанное его сыну) — советы о том, как обрести скромность (анава).

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше