Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что значат буквы «пэй» и «самэх» в Торе в конце некоторых стихов?

Темы: Пятикнижие, Свиток Торы, Иврит, Моше Сытин

Отложить Отложено

Шалом. Что значат буквы пэй и самэх в Торе в конце некоторых стихов? Спасибо.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте! Большие буквы пэй и самэх в печатном тексте Торы указывают на то, что в этом месте в свитке Торы находятся незаполненные текстом пробелы. Давайте попробуем понять, зачем нужны эти пробелы и почему иногда они обозначены буквой пэй, а иногда буквой самэх.

Среди множества законов, связанных с написанием свитка Торы, существует закон, предписывающий оставлять в определенных местах интервалы определенной длины, разделяющие текст Торы на параграфы и главы. Случаи, в которых необходимо оставлять интервалы, четко регламентированы, традиция о них передается из поколения в поколение от самого Моше-рабейну. В Торат Коаним (мидраш алаха на книгу Ваикра, Нэдава, гл. 2) сказано, что Творец, диктуя Моше-рабейну текст Торы, делал в определенных местах паузы для того, чтобы дать Моше время осмыслить сказанное. Эти паузы обозначены в свитке Торы с помощью пробелов и разрывов строк. Таким образом, интервалы в свитке Торы делят текст, группируя информацию в тематические отрезки.

Существует два вида такого деления: параша птуха (открытый отрывок) и параша стума (закрытый). О различии между ними спорят ришоним (ранние комментаторы). Принято было мнение Рамбама, согласно которому параша стума отделяется пробелом в середине строки, длина пробела — минимум в девять символов. Отсюда и название «закрытый»: пробел «закрыт» текстом в той же строке, строка закрыта, она не заканчивается пробелом. А параша птуха заканчивается пробелом (также длиной минимум в девять символов), который «доходит» до конца строки, оставляя ее «открытой». После открытого отрывка текст начинается с новой строки.

В печатных изданиях эти интервалы обозначаются большими буквами пэй и самэх, пэйптуха, самэхстума. Различать эти виды разделов крайне важно, и если переписчик по ошибке вместо закрытого пробела сделал открытый или наоборот, ошибку необходимо исправить, иначе свиток придется захоронить.

Почему существует два вида отрывков и в чём состоит смысловое различие между ними, в книгах ранних комментаторов не разъясняется. Однако Мааршаль в своём респонсе (37) пишет, что смысл различения очевиден: интервал в середине строки свидетельствует о сохранении смысловой связи между отрывками. Интервал в конце строки означает переход к новой, отдельной теме.

Там же сказано, что не всегда нам дано окончательно понять, почему именно в этом месте Тора переходит к началу новой главы — почему два отрывка так сильно обособлены по смыслу.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Иврит выражает сущность предметов?

Рав Реувен Куклин

Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?

Ита Минкина

«Дневник полётов». Рассказ. Продолжение

В каких случаях разрешено обращаться в нерелигиозный суд?

Рав Моше Сытин

Как поддержать существование мироздания?


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».