Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не только оправдывает свои дурные склонности, но еще и выдает их за особые заслуги и достоинства, требуя за это уважения к своей персоне.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Почему жениха вызывают к Торе, забрасывают конфетами и т.д.?

13 ноября 2013 года, темы: Жених, Свадьба, Яков Шуб, Обычай

Отложить Отложено

Один из членов нашей общины на этой неделе женится. В этот Шабат его вызывали к Торе, забрасывали конфетами и т.п. Однако, к сожалению, никто не мог объяснить, откуда пошел этот обычай. Может быть, вы поможете?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, в субботу перед свадьбой принято устраивать особые праздничные «мероприятия» в честь жениха. Эта суббота также имеет особое название — Шабат хатан («Суббота жениха»). Есть у неё и другое название — ойфруф, что означает «вызов подняться [к Торе]».

Принято вызывать жениха к Торе для чтения последнего отрывка (мафтир), а также отрывка из Пророков (афтара). Затем его забрасывают конфетами, иногда орехами и т.п. Обычно их кидают женщины со своих мест, но если это неудобно, то мужчины тоже принимают участие. Это вызывает особую радость у детей, которые незамедлительно устремляются за «добычей». В это время напевают специальную праздничную мелодию. После молитвы принято устраивать Кидуш в честь жениха.

Существуют несколько объяснений этого обычая:

— Раньше было принято устраивать свадьбы в пятницу, перед субботой (отчасти это объяснялось возможностью сократить расходы, совместив свадебную трапезу с субботней). Соответственно, невеста начинала отсчет семи чистых дней за неделю до этого. Таким образом, суббота перед свадьбой была своего рода началом подготовки в свадьбе и ознаменовывалась праздничными обычаями, описанными выше. Поэтому даже сегодня, когда свадьбу устраивают и в другие дни недели, обычай радовать жениха и невесту в субботу перед свадьбой остается актуальным (Нисуин кэ-Илхатам, гл. 6, Мин-аг Исраэль Тора, 4, стр. 167 на осн. Рашбо, Мишмэрэт а-Байт, стр. 167).

— В Гемаре (Ктубот 8а) сказано, что раньше было принято произносить праздничные вставки в Зимуне — приглашении к благословению после трапезы — в доме жениха задолго до самой свадьбы, а именно с момента начала предсвадебных хлопот. И хотя со времён разрушения Храма праздничную вставку произносят только в первые семь дней после свадьбы (Шулхан Арух 62:17), мы всё же видим, что радость по поводу приближающейся свадьбы ощущается задолго до неё. Как известно, свадьба является одним из самых радостных событий в жизни человека, ведь только вступив в брак, человек может достичь совершенства. А поскольку сложно ощутить эту радость в полной мере «за один раз», следует готовиться к ней постепенно, т.е. с помощью праздничных обычаев, которые начинают соблюдать уже в субботу перед свадьбой (Шаарей Нисуин 1:2, 9).

— В Гемаре (Шабат 130а) сказано, что заповеди, которые евреи приняли с радостью (например, брит-мила — заповедь обрезания), они до сих пор выполняют с радостью. Это можно легко понять: если начало было хорошим, то и продолжение окажется соответствующим. Поэтому радовать жениха и невесту — важная заповедь: помочь им начать семейную жизнь в радости. А первым кирпичиком являются праздничные «мероприятия» в честь жениха в субботу перед свадьбой (Шабат хатан). Ведь если заложен хороший фундамент, на нём можно выстроить крепкое здание.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме