Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Жених

Жених — это не просто будущий муж. Этот особый статус указывает на построение духовной связи человека и с невестой, и с ее семьей. Жених подобен царю, и ему полагаются «царские почести». Вместе с тем, вступление в брак — это вступление в новый цикл на пути достижения человеком гармонии.

Оглавление

Связь между любящими душами [↑]

На иврите жених — хатан. Интересно, что тем же самым словом обозначается и зять, и даже особо почетный член общины, вызванный к Торе. Если мы хотим понять, в чем состоит высокая миссия жениха с момента его обручения и до начала семейной жизни, стоит разобраться, что общего между женихом, зятем и почетным титулом Хатан Тора («Жених Торы»).

Хатан Тора — этим титулом называют того, кого приглашают к Торе последним в праздник Симхат Тора — обычно это раввин или другой уважаемый член общины. Хатан Тора завершает годичный цикл чтения Торы. Сразу после этого к Торе поднимается Хатан Берешит — человек, которому доверено открыть новый цикл чтения Торы. Он читает начало первой главы Торы — главы Берешит.

Какие же они женихи?! И почему зять именуется женихом? Рав Шимшон Рефаэль Гирш в комментарии на Берешит (19:12), где говорится о зяте Лота, объясняет, что в слове «хатан» содержится указание на связь особого рода.

Родители жениха для невесты становятся свёкрами — хамот, роль которых состоит в том, чтобы окружить невесту стеною — хомот, чтобы ей было в новой семье тепло (хам).

А словом хатан называется и жених, и зять, роль которого в семье состоит в том, чтобы продолжать строить родительский дом. Его не поглощает семья жены, он не становится частью новой семьи, а лишь обретает с нею связь и способствует также установлению связи между семьями, до сих пор совершенно чужими друг другу.

Таким образом, рав Гирш указывает на общий смысл всех слов, однокоренных со словом хатан, — связь. А рассматривая это слово на уровне драш, рав Гирш углубляет свою мысль и говорит, что именно между женихом и невестой существует особая связь, связь между двумя любящими душами. Жених любит свою невесту такой глубокой любовью, что он видит в ней не только прекрасную девушку, но и венец славы ее родителей и ее дома, которые вырастили и воспитали достойную дочь Израиля.

Теперь становится понятно, что вызванный к Торе тоже ощущает с Торой особую связь — не только поверхностную, через чтение или прикосновение, но глубинную — связь веков. А кроме того, в праздник «Симхат Тора» — в день радости Торы — тот, кто заканчивает годичный цикл чтения и тот, кто начинает его, приносят дополнительную радость. И в день свадьбы обязанность каждого — умножать радость, веселя жениха и невесту.

Подготовка к свадьбе [↑]

После помолвки (эрусин), когда молодых людей, решивших вступить в брак, объявляют женихом и невестой (мазл тов!), они уже себе не принадлежат: их захватывает поток событий, который в конечном итоге приведет их под свадебный балдахин.

Жених начинает посещать специальные уроки по подготовке к свадьбе, беседует со своим равом или наставником, вместе с будущей женой совершает огромное количество организационных дел — от съема квартиры и покупки мебели до оформления различных документов.

И если в этом круговороте дел жених будет помнить о своей особой миссии, он сможет прожить эти несколько недель между помолвкой и свадьбой осмысленно и полно. Множество прекрасных еврейских обычаев помогают жениху в этом как до, так и во время свадьбы.

В субботу перед свадьбой принято устраивать особые праздничные «мероприятия» в честь жениха. Эта суббота имеет особое название — Шабат хатан («Суббота жениха»). Есть у неё и другое название — ойфруф, что означает «вызов подняться [к Торе]».

Принято вызывать жениха к Торе для чтения последнего отрывка (мафтир), а также отрывка из Пророков (афтара). Затем его забрасывают конфетами, иногда орехами и т.п. После молитвы принято устраивать в честь жениха Кидуш.

Символика некоторых свадебных традиций [↑]

Считается, что в день свадьбы жениху и невесте прощаются все грехи. Пост в этот день, который принят в ашкеназских и некоторых сефардских общинах, призван помочь жениху раскаяться в прежних грехах, с тем чтобы открыть новую страницу своей жизни.

В некоторых общинах существует обычай: жениха перед хупой одевают в белую одежду, которая называется китл. Поскольку жених уподобляется царю и первосвященнику, а они, как известно, не одеваются сами, принято чтобы жених не надевал китл сам, а другие помогли ему это сделать. Белый цвет символизирует прощение и очищение, а также напоминает одежды, в которые человека переодевают перед похоронами. Это служит своего рода напоминанием жениху о дне смерти, призванное помочь ему раскаяться.

Поскольку свадьба — это одно из самых радостных событий в жизни человека, во время свадебной церемонии существует несколько обычаев, напоминающих о разрушении Храма.

Одним из таких напоминаний является обычай сыпать пепел на голову жениха. Пепел принято помещать на голову в том месте, где налагают тфилин. Другой обычай более известен и распространился также и среди других народов: это разбивание стеклянного бокала.

Отец жениха и отец невесты ведут жениха к ожидающей его избраннице. Почему именно жених идёт к невесте? Есть в этом намёк на дарование Торы. Тогда тоже произошло бракосочетание, кидушин между Самим Вс-вышним и народом Израиля, а шошвин (свидетель) тогда был один — Моше Рабейну. Сказано: «И вывел Моше народ навстречу Б-гу» — потому что Вс-вышний пришёл уже на назначенное место к невесте, народу Израиля.

У ашкеназских евреев принято, чтобы жених убедился, что перед ним именно та, с кем он обручился (чтобы не вышло, как у праотца Яакова, который женился по ошибке на Лее, а не на Рахели) и опустил фату на ее лицо.

Под хупой жених стоит лицом в сторону Иерусалима, а в Иерусалиме — лицом в сторону Храмa, и вокруг него семь раз обводят невесту, совершая, по сути, те же акафот (церемониальное шествие людей по кругу, в центре которого находится священный предмет), что и во время праздника «Симхат Тора».

Хождение по кругу вообще символизирует завершение одного цикла и начало нового, а согласно каббалистической символике, круг — это выражение так называемого ор макиф (окружающего света). Макиф — это состояние гармонии, а акафот — символическое действие, выражающее стремление к этой гармонии.

Жениху только предстоит начать новый цикл своей жизни и, так как пока он еще не женат, он только стремится к гармонии, которой он сможет достигнуть в полной мере лишь будучи женатым человеком.

Написано в Талмуде (Тазриа, лист 44б): «Смотри! Ведь связь между Вс-вышним и народом Израиля — она как связь между мужем и женой». После свадьбы жених и невеста соединяются друг с другом подобно тому, как еврейский народ соединяется с Создателем.

Одно из семи свадебных благословений гласит: «Благословен Ты, Вс-вышний, сотворяющий человека (йоцер а-адам)». О каком человеке и о каком моменте идет речь? Здесь говорится о человеке как о едином целом и не о моменте рождения, а именно о свадьбе. Только сейчас мужчина и женщина пришли к той форме, в которой они были первоначально сотворены и к которой они предназначены. Теперь они составляют единое целое, в котором, однако, внешним представителем является мужчина, а женщина более ответственна за внутреннее содержание. Поэтому мы, смотря со стороны, упоминаем мужчину (адам).

И, конечно, на протяжении всего времени, что человек именуется женихом, все окружающие его помнят, что жених подобен царю, и оказывают ему «царские почести» — относясь к нему с особым уважением, развлекая и веселя его и прислуживая ему.

Выводить материалы