Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как аннулировать хамец?

Темы: Песах, Хамец, Рав Бенцион Зильбер, Битуль хамец

Отложить Отложено

Что такое «Битуль хамец», когда его делают и чем оно помогает? М., Иерусалим

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый М.!

Битуль хамец — это «аннулирование», «отмена» квасного (хамеца), которое находится во владении человека. Талмуд сообщает нам, что по закону Торы, если человек «аннулирует» хамец, находящийся у него во владении, он, по Торе, не нарушает запрета «да не будет видно у тебя квасного», даже если этот хамец остается у него в доме на Песах.По постановлению мудрецов нельзя оставлять дома никакого хамеца, даже если его «аннулировать». Его надо убрать.

Мы «отменяем» квасное дважды: один раз вечером, после окончания проверки, не осталось ли где квасного (бдикат хамец). При этом «отменяется» только то квасное, которое человек не видел и не убрал (исключая то, что он оставляет себе на следующее утро, чтобы поесть и чтобы выполнить заповедь биур хамец — уничтожения квасного; обычно его сжигают).

Второй раз хамец «отменяют» утром, в этом году 14-го апреля, после сжигания. При этом «отменяется» все квасное.

У ришоним (ранних комментаторов) есть две линии объяснения, что происходит, когда мы выполняем эту заповедь: 1. Рамбам и Раши полагают: мы «аннулируем» квасное, так что в наших глазах это больше не еда, а пыль земли — не вкусная булочка, а прах земной. Когда мы так чувствуем в своем сердце — весь хамец в нашем доме «аннулируется». 2. Тосфот считают: мы объявляем его никому не принадлежащим, это не наше. Запрещено — держать в своем владении свой хамец, а, объявляя его никому не принадлежащим, мы, по Торе, не нарушаем запрета, даже если хамец остался дома. По обоим мнениям, в соответствии с постановлением мудрецов мы должны убрать квасное из дома.

Мишна Брура пишет (434, 9): когда текст «аннулирования» произносят на арамейском, если человек понимает, что он «аннулирует» квасное, — это работает. Если же он этого не понимает, а думает, что произносит какую-то молитву, это ничего не стоит. И человек может это произносить на любом языке, который он понимает.

Если он хочет произнести на русском языке, то вечером говорит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не видел и не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной».

А утром после сожжения хамеца говорит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я видел или не видел, уничтожил или не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной»

Аннулирование квасного утром можно сделать до конца пятого временного часа. В Иерусалиме, по обычаю Иерусалима — до 11:19 по летнему времени.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме

Рав Бенцион Зильбер

Залман Симха Левин

Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере

Хамец

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Процесс уничтожения хамеца

Зеев Баркан

Каждый еврей должен до полудня 14-го Нисана аннулировать весь хамец , находящийся в доме или просто ему принадлежащий (но находящийся в другом месте). Тот, кто не уничтожил хамец в своем доме или в любом другом месте, не выполнил «позитивную» заповедь Торы. Но это еще не все. Начиная с полудня 14-го Нисана и до конца праздника Песах тот, кто не ликвидирует и не уничтожает принадлежащий ему хамец , каждое мгновение не выполняет «позитивную» заповедь Торы об «устранении» хамеца и одновременно нарушает два запрета Торы: «да не будет видно у тебя закваски…» и «не должна находиться у тебя закваска».

Законы Песаха

Рав Хаим Суницкий

Сжигание хамеца

Зеев Баркан

Последний срок, когда еще можно есть хамец в канун Песаха — это конец четвертого солнечного часа. Весь хамец , остающийся в доме после завершения этой трапезы и не проданный нееврею согласно закону, выносится из дома в течение пятого солнечного часа и сжигается. Затем хозяин произносит формулу аннулирования всего оставшегося в его распоряжении хамеца и, что не менее важно, аннулирует его в своем сознании.

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Хафец Хаим

Рав Бенцион Зильбер

Законы проверки и аннулирования квасного (хамеца)

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»

из книги "Кицур Шулхан Арух"


Нусах — это определенный порядок и стиль служения, в первую очередь, молитвы. На сегодня сложились нусахи ашкеназских евреев, нусах сефардский, йеменский, итальянский и так далее. На что именно стоит обратить внимание при выборе своего нусаха тому, кто начинает приближаться к Торе? Читать дальше