Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 2

На Новый год

Отложить Отложено

мы говорим над гранатом: "Пусть увеличатся наши заслуги, как (зерна) граната". И еще произносим: "Запиши нас в Книгу заслуг".

И это очень странно.

Ибо, если есть у нас заслуги – они будут записаны и учтены. А если нет – ничто не поможет, никакая просьба. Поскольку то, чего нет, Судом учтено не будет ни при каких обстоятельствах. И не поможет даже то, что на небесах у нас есть надежная протекция ("избранный народ").

Тогда зачем мы просим? В какую книгу хотим попасть? Ведь единственный способ – пойти и заслужить, пойти и сделать хорошие дела, выполнить заповеди и пр.

Очень странный обычай: сидит все семейство за столом, отец разрезает гранатовый плод и проникновенно говорит: да будет у нас столько заслуг (на Суде), сколько зерен в этом гранате.

Что значит "будет"? Они или уже есть, или их нет – и ничем не вымолишь.

** **

Текст поста короток, но начну чуть издалека.

Раби Хаим Шмулевиц указывает[1], что, если человек – даже без злого умысла – толкнул другого к нарушению, он (толкнувший) будет судиться по самой строгой мерке.

И приводит доказательство из Торы, вернее из Мидраша[2], который спрашивает: почему не сказано про Второй день Творения ки-тов, что это хороший день? Ответ: день, когда была создана вода, не назван хорошим из-за того, что в будущем Моше должен был быть наказан водой (Мей-Мерива).

Можно спросить: при чем тут вода? Она, будучи жизненной необходимостью для всего сущего, в случае с Моше никак не виновата!

Но в силу того, что вода стала пусть формальной, но причиной для наказания Моше, ей было отказано в положительной оценке уже при появлении на свет.

Второе доказательство своего тезиса рав Шмулевиц приводит из жизни Яакова, нашего праотца. Как известно, он попросил сыновей, чтобы его не хоронили в Египте (см. Берешит 47:25), – дабы египтяне не сделали из его останков идола для поклонения. Ибо, как взыскивают с идолопоклонника, так взыскивают с его идола. (Сказано в Шмот 12:12: "Над всеми идолами Египта проведу суд".)

Спрашивается, в чем вина Яакова, если другие сделают его своим идолом? (Т.е. почему надо взыскивать с идола, если виноваты люди?) Ответ: любой, кто создает причину для чужого нарушения или сам становится такой причиной – даже невольным образом, – тоже наказывается.

Поэтому Яаков строго предостерег сыновей, чтобы не сделали с его телом такого злого дела.

И еще доказательство. На этот раз из Гемары (Шабат 149-2): "Любой, из-за кого наказывается другой человек, не попадет на небо". (Из каких стихов Торы это выводится, см. прямо в Гемаре.)

** **

А теперь новость-бомба! Любому из нас надо простить другого человека, который поступил с нами плохо. И не надо ждать от него никаких извинений. Ибо, если мы его не простим, он – из-за нас! – будет наказан. (Поскольку известно правило: вина за прегрешение против другого человека снимается только после примирения с ним – когда тот его простил.)

А тем более, надо его простить, если он пришел к нам с извинением (причем наш отказ будет считаться необоснованной жестокостью).

Теперь осталось сказать несколько важных слов. Внимание! Если некто отзывается плохо о ближнем (лашон-ара) – все заслуги говорящего переходят к тому, о ком он говорит. Отсюда следует, что, если тот, о ком он говорит, его простит, то не только с говорящего будет снято наказание – ко всему прочему его заслуги снова к нему вернутся.

Это мы и имеем в виду, когда говорим над гранатом: "пусть увеличатся наши заслуги", а также просим: "запиши нас в Книгу заслуг". Пусть Всевышний – так мы Ему говорим – внушит сердцу того, о ком мы сказали плохие слова, желание нас простить.

Мы не помним этот случай – но Всевышний помнит. Человек не знает, что мы наговорили о нем, – но Творец знает.

И теперь тот человек нас простит. И наши заслуги снова к нам возвратятся. О чем и требовалось попросить над красным и сладким гранатом в первую ночь Рош-Ашана[3].

** **

Да, чуть не забыл. Не забудем перед Новым годом простить всех, кто сделал нам плохо. Даже если мы об этом не знаем. И даже тех, кто сам об этом не знает.

Поступить так – наша жизненная необходимость.

 

 


 

[1] בספרו שיחות מוסר, תשל''ב

 

[2] ב''ר פ''ו, ו

 

[3] Об этом немного рассказывалось на уроке-видео "Дать совет". В том смысле, что не давай плохих советов, которые могут сбить с пути твоего товарища, а то сам и пострадаешь. Теперь мы знаем как.

 

ВСЕХ ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗНИКОМ РОШ-АШАНА

Теги: Мусар, Видео-урок, Праздники