Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Книга «Вера и упование» впервые переведена на русский язык. Она будет полезна не только для тех, кто делает свои первые шаги в постижении мудрости иудаизма, но и для тех, кто «в теме». Учимся верит, учимся радоваться чудесам.

Книга величайшего мудреца последних поколений рава Хазон Иш «Эмуна увитахон» (“Вера и упование”) через 50 лет после ее создания переведена на русский язык. Перевод рава Пинхаса Перлова поможет русскоговорящим читателям прикоснуться к чистому источнику еврейской мудрости, значительно продвинуться вперед в постижении основ еврейского мировоззрения, избежав при этом трудностей, связанных с пониманием богатого и образного языка оригинала. «Мир Торы» предлагает читателям познакомиться со вступительной статьей рава Моше Пантелята к книге «Эмуна увитахон» (“Вера и упование”), объясняющей основные положения учения рава Хазон Иш о вере.

Обычно спор между человеком религиозным и нерелигиозным кончается примерно таким замечанием неверующего собеседника: “Все это очень интересно, иногда даже трогательно, но проблема в том, что ты веруешь, a я – нет. Я, быть может, даже завидую тебе: '' блажен, кто верует, тепло ему на свете! '' Но я не верю – и все тут, что я могу сделать?” Люди думают, что на этом вопрос исчерпан. Мне кажется, что здесь есть ошибка, происходящая от незнания предмета. Попытаемся выяснить, в чем она заключается. По-видимому, люди просто по-разному понимают, что такое вера.

Некоторые считают, что вера – это чувство, какое-то интуитивное ощущение, которое сам человек не может обосновать каким-то рациональным способом.

Второе определение сводится к тому, что вера – это система убеждений, кредо. И хотя здесь речь идет не o чувствах, но и здесь не подразумевается какое бы то ни было доказа-тельство. К примеру, человек утверждает: “Я верю, что все люди равны. Это – мое кредо, мое убеждение.”

Итак, принятое в повседневной жизни определение веры таково: либо это чувство, – интуитивное ощущение, что есть что-то помимо воспринимаемого нами материального мира, либо это кредо – система идеалов и убеждений, которые невозможно и не нужно доказывать.

Проблема в том, имеет ли отношение к этим определениям еврейская вера (то, что называется на иврите эмуна).

“Основа основ, фундаментальный принцип мудрости, – утверждает Рамбам в Илхот Есодей А-Тора, – это знание o том, что есть Тот, кто существует превечно, и Он – первопричина всего сущего”. Любопытно, что Рамбам говорит здесь не o вере, a o знании: основа основ – знание того, что есть Причина причин, Творец мира.

Иными словами, вопрос o существовании Творца, вопрос o том, случаен ли этот мир или есть у него Создатель, – вопрос не веры, a знания. Каким образом можно прийти к такому знанию, – это отдельная тема. Нас сегодня интересует другой вопрос: если человек способен убедиться в существовании Б-га c помощью рационального мышления, не прибегая к интуиции, то что же тогда остается на долю веры? Ответ попытаемся найти у крупнейшего еврейского мыслителя прошлого поколения рабби Авраама Йишаи Карелица, более известного в еврейском мире под псевдонимом Хазон Иш. Вот что он пишет в первой главе своей книги "Эмуна увитахон":

“Душевное качество, именуемое верой, – это тонкая склонность, свойство утонченной и изысканной души. (См. примечание переводчика к этим словам в начале книги). Если человек обладает нежной и чувствительной душой, и в покое – наслаждение его, и не терзает его голод вожделений, и глаз его любуется зрелищем выси небес и бездн земли, – тогда он потрясен и взволнован, – ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна. Тайна эта окутывает его сердце и мозг, и вот – он почти лишается чувств, и духа жизни в нем не остается... Лишь к тайне той устремлены все помыслы его, – душа тоскует разгадать ее, и он готов идти за то в огонь и в воду... Ибо что ему вся его жизнь, если она со всем своим очарованием ускользает совершенно от него, и душа его, кружа в печали, жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, – но заперты ворота...

Вера – это не чувство, не интуиция и не недоказуемое кредо; вера, а точнее – способность к глубокой и возвы-шенной вере, о которой говорит Хазон Иш, – это качество души. Тот, кто обладает этим качеством, может достичь такой веры; тот, у кого оно отсутствует, не может. Что же это за качество? Если приглядимся повнимательнее, увидим, что Хазон Иш говорит o комплексе из пяти различных качеств. Первое из них: “...и в покое – наслаждение его...”. Современный человек почти не знает, что такое покой. Раздражители, приводящие в действие человеческий мозг, постоянно бомбардируют его извне: радио, телевидение, чтение, собеседники... Средства информации обрушивают на человека непереваримое количество информации, 90% которой ему не нужно. В каком платье появилась жена американского президента, какими именами обозвал Йоси Сарид Ариеля Шарона и что тот ему ответил, и т. д., и т. п... Спортивные известия... Нечего даже говорить, что культурный человек “просто обязан” знать, как закончился 12-й тур в английской, бразильской, испанской, португальской и французской лиге! Человек настолько привык к этому потоку, к обилию внешних раздражителей, что просто боится тишины, боится покоя. Заприте современного человека в комнате без радио и газет – он c ума сойдет! Хазон Иш говорит o способности наслаждаться тишиной. Она необходима для сосредоточенного размышления, анализа; без этого человек никогда не увидит ни “выси небес”, ни “бездн земли”, o которых говорит Хазон Иш, никогда не задумается o тайнах Вселенной, – у него просто нет времени. Трещит радио, орет магнитофон, газеты... Даже выезжая на природу, современный человек берет c собой транзистор – какие же здесь “небесные высоты”! Никогда не забуду сцену в Эйн-Геди. Рядом c нами остановилась машина, из нее вышли мама, папа и сын, вытащили кофейник и портативний телевизор...

Второе качество лучше оставить напоследок, сейчас же займемся третьим: “...и глаз его любуется зрелищем выси небес и бездн земли, – тогда он потрясен и взволнован, – ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна.” Здесь имеется в виду простое человеческое качество: способность удивляться, любознательность. Снова приведу пример. Я почти каждое утро прохожу мимо иерусалимской больницы “Бикур Холим”, около которой растут два больших дерева. Летом их никто не замечает, но зато зимой каждый старается пробежать под этими деревьями как можно быстрее, потому что их облепляют десятки тысяч перелетных птиц. Большинство прохожих озабочены только одним: как бы не запачкаться. Но человек c пытливым умом остановится перед одной из загадок природы: как птицы из года в год после многотысячекилометрового перелета находят именно эти деревья? Ведь такой точности не может достичь ни одна из самих современных ракет! Когда ученые подсчитали, сколько нужно электронной аппаратуры для того, чтобы птица не сбилась c пути, выяснилось, что ею можно набить целый самолет, – a тут мы видим, как все умещается в крошечном мозгу перелетной птички! Кто научил птиц находить безошибочно место зимовки?

Почему люди не обращают внимания на творящиеся вокруг них чудеса?! Потому, что утеряли способность удивляться. Способность эта присуща всем в нежном возрасте. Дайте ребенку игрушку – он первым делом попытается ee разобрать, посмотреть, что у нее внутри, понять, как она действует. Однако c годами люди утрачивают эту способ-ность. Современный человек может купить машину, наездить на ней десятки тысяч километров, но ни разу не открыть мотор для того, чтобы понять, как происходит это чудо: жмешь на педаль – и машина мчится co скоростью 100 км/ч ! “Какая мне разница – как и почему машина едет, главное – чтобы везла, a если забарахлит – на то есть авто-техник!” Хазон Иш говорит, что такой человек не может достичь глубокой веры. Только способный удивляться может почувствовать, что мир – это загадка, и, увидев “небесные высоты и глубины земли”, задать себе вопрос: “Как возник такой сложный и гармоничный мир? Возник ли он сам собой, или его кто-то спроектировал?”

Четвертое качество: “Тайна эта окутывает его сердце и мозг, и вот – он почти лишается чувств, и духа жизни в нем не остается... Лишь к тайне той устремлены все помыслы его, – душа тоскует разгадать ее...” Ясно, что Хазон Иш говорит здесь o целеустремленности.

Для чего она нужна? Помню, как однажды на свадьбе я встретился c приятелем, и мы заговорили об иудаизме. Он очень заинтересовался и сказал, что хочет продолжить разговор. Я спросил: когда? Он ответил, что через две недели у него экзамены, после – каникулы, а потом – военные сборы... “Позвони мне эдак месяца через три...” – сказал он. Случай этот говорит o том, что недостаточно задать себе важный вопрос. Нецелеустремленный человек, даже задав себе вопрос, часто отказывается от мысли искать на него ответ. Человек целеустремленный будет искать ответ на вопросы, не дающие ему покоя. Нет, конечно, никакой гарантии, что он найдет верный ответ. Он может искать его там, где правды нет: у Ч. Дарвина либо на далеких галактиках. Но нецелеустремленний человек и этого не сделает.

И, наконец, пятое качество: “...и он готов идти за то в огонь и в воду... Ибо что ему вся его жизнь, если она со всем своим очарованием ускользает совершенно от него, и душа его, кружа в печали, жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, – но заперты ворота...

Здесь речь идет o самоотверженности... Как-то раз у нас собрались сотрудники жены. Начальник лаборатории, где она работала, внезапно плохо себя почувствовал. Его жена рассказала, что пять лет назад они были на пикнике и там увидели незнакомое дерево. Он решил попробовать его плоды, чтобы выяснить, ядовиты они или нет. На следующий день он заболел и провел весь день в постели. За день до того, как они пришли к нам в гости, они снова были на пикнике в том же самом месте, и жена сказала ему: “Посмотри, это то самое дерево, плодами которого ты отравился!”. Профессор подошел к дереву, сорвал плод и съел. Его спросили, зачем он это делает. Он ответил, что в прошлый раз у него не было уверенности, что отравление вызвано этими плодами. Мнения гостей по поводу поведения профессора разделились. Одни считали его чудаком, другие – настоящим ученым. В любом случае он, безусловно, обладал качеством самоотверженности, самоотверженности в поиске. Быть готовым посвятить всю жизнь поискам истины – этого требует Хазон Иш. Жаль только, что тот профессор растрачивает это столь ценное качество на стручки! Хазон Иш говорит o самоотверженности в поиске ответов на глобальные вопросы, в разрешении загадки всего мира.

Самоотверженный человек будет искать истину, чего бы это ему не стоило, однако даже самоотверженность не гарантирует, что он найдет ee . Сумеет ли человек найти правильные ответы на встающие перед ним вопросы – это зависит от второго качества, o котором говорит Хазон Иш. “И не терзает его голод вожделений...” Речь не идет o человеке, лишенном страстей. Нет, он только не терзаем, не мучим ими. Страсти у него есть, но он умеет ими управлять. Хазон Иш говорит o человеке, свободном от порабощения своим страстям и примитивным инстинктам. Для чего нужно это качество? Раб своих страстей не может быть объективен, a значит – не может достичь истины. Раб своих страстей живет самообманом и довольствуется им. Хочу пояснить это.

Предположим, что человек в состоянии увидеть “высь небес и бездны земли”, он видит удивительную гармонию в мире, и “он потрясен и взволнован, – ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна. Тайна эта окутывает его сердце и мозг”, – откуда взялась эта удивительная гармония в мире, в чем секрет ee ?. Пишет Альберт Эйнштейн: “В природе раскрывается мудрость столь великая, что вся важность, которую придают люди своим мыслям, ничтожна по сравнению c ней. Это чувство определяет направление жизни ученого и его усилия, если только он способен освободиться от порабощения своим эгоистическим устремлениям”. Эйнштейн говорит четко и ясно: постичь мудрость, раскрывающуюся в природе, может только тот, кто способен освободиться от порабощения своим эгоистическим устремлениям.

Мудрецы Талмуда говорят: “Тот кто хочет ошибиться, – ошибется!” Иными словами: человек ошибается, потому что хочет этого, потому что заинтересован в ошибке. К примеру, перед нами судья, который должен вынести решение o том, виновен подсудимый или нет. Неопровержимых доказательств вины нет. Известно только одно: произошло убийство, и на роковом ноже найдены отпечатки пальцев подсудимого. У прокурора есть своя версия; однако у защиты есть своя, иная версия, каким образом попали отпечатки пальцев подсудимого на нож. Какую версию предпочтет судья? Ту, которая покажется ему наиболее вероятной. Здравый смысл подсказывает ему, что вероятность версии прокурора – 80%, и на основе здравого смысла он выносит обвинительный приговор.

Однако что произойдет, если накануне суда судья получит от жены обвиняемого “скромный” подарок – $1.000.000? Приняв взятку, он не сможет быть объективным, даже если того захочет! Я не говорю здесь o судье, который злонамеренно выносит несправедливое решение, нет! Я говорю o том, который, приняв подарок, захочет все же вынести справедливый приговор! Сумеет ли он это сделать? Нет, потому что он уже не объективен! Его “здравый смысл” скажет ему, что версия прокурора вероятна только на 60%, – и он оправдает обвиняемого за недостатком улик...

Подобная вещь может произойти не только в суде. Ведь в любом поиске, будь то в научной или бытовой сфере, человек движим интересом. A интерес порождается жела-нием. Если человек не умеет сдерживать желания доводами разума, это помешает ему в поисках истины. Именно это имеют в виду мудрецы Талмуда: “Тот, кто хочет ошибиться, – ошибется!” И об этом писал Эйнштейн: увидеть мудрость, открывающуюся в природе, способен только тот, кто освободился от порабощения своим эгоистическим устрем-лениям. Человек задумывается над удивительной гармонией окружающего мира. Как возникла эта гармония? Перед ним две версии: одна утверждает, что мир возник в результате чисто случайных процессов, продолжавшихся миллиарды лет, – бесконечная цепь стечений обстоятельств. Другая версия утверждает, что мир этот спроектирован, существу-ющая в нем гармония не случайна, он создан Кем-то по заранее намеченному плану. Две версии; какую же из них человек изберет? Проверить их на опыте или доказать математически невозможно. Остается только здравый смысл. Однако, если человек – раб своих страстей, он не сможет объективно решить ету дилемму.

Раб своих страстей подобен подкупленному судье: даже желая быть объективным, он таковым быть не может. Человек хорошо понимает, что если мир случаен, то все позволено, и можно делать все, что диктуют страсти. Но если мир этот создан Б-гом, то не все позволено, есть ответственность за поступки, и во многом придется себе отказать. Вывод o том, что есть Творец, стоит в противоречии c эгоистическими устремлениями человека, и если он не умеет их обуздать, то не сможет быть объективным. Только тот, кто может обуздать свои страсти, в состоянии объективно взвесить все “за” и “против” и прийти к правильному выводу.

Теперь можно подвести итог. Хазон Иш говорит о качествах души, позволяющих человеку искать истину, искать причину всех причин. Бывают люди религиозные, знающие истину благодаря своему воспитанию, от родителей и педагогов, однако не обладающие пятью качествами, o которых говорит Хазон Иш. Но может быть и другая ситуация, когда перед нами человек, обладающий этими качествами, но не знающий истины. “Врата постижения” могут быть заперты десятки лет. Однако человек в пути, он ищет всюду: в йоге, в медитации, в Гуш-Эмуним или в химической лаборатории. Он в пути, и если не собьется, рано или поздно найдет то, что ищет. Но допустим, что такой человек наконец нашел истину. Значит ли это, что для поисков больше нет места? Вовсе нет. Проблема в том, что знание истины не обеспечивает еще главного – жить в соответствии c ней. Люди могут осознавать вещи c необычайной ясностью, и все же не действовать в соответ-ствии co своими знаниями. Печальный пример тому – курение: все знают, что это вредно, и все же продолжают курить, потому что не верят в то, что знают. Знание – вещь холодная, находящаяся вне человека, она не может привести его в действие. Как же от знания перейти к действию?

Сказано в Торе: “Познай сегодня и внедри в свое сердце, что Всевышний – Б-г”. Необходимо внедрить сухое знание в сердце, перевести его в область эмоций. В этом назначение веры на данной стадии. Хазон Иш говорит o “потен-циальной” вере, позволяющей искать истину. Однако есть и другая вера, суть которой – быть верным своим знаниям, жить в соответствии co своими идеалами. Как достигает человек этой веры, каким образом внедряет знание в свое сердце, – это отдельная большая тема.

из журнала "Мир Торы", Москва