«И убоишься Вс-вышнего, я Ашем» (Ваикра 19, 14).
Как гром среди ясного неба прогремела над Бней-Браком горькая новость: скончался рав Авраам Ишаяу Карелиц — Хазон Иш.
Вся страна была охвачена горем. Харедим остро чувствовали, что ушел великий мудрец, опора поколения. Газеты печатали новость на первых страницах, поэтому даже люди, далекие от соблюдения заповедей, знали, что рав Карелиц, что из Косова, скончался.
Прямо с утра в Бней-Брак начали собираться люди со всех концов страны, чтобы успеть проводить великого рава в последний путь.
В ранний утренний час кто-то постучал в дверь дома, где жил раби Йеошуа Зелиг Дискин, рав Пардес-Ханы. Когда рав открыл дверь, то увидел на пороге человека, который выглядел, во-первых, совершенно светским, а во-вторых, очень взволнованным. Этот человек рассказал раву, что сейчас прочел в газете о кончине рава Карелица и что рав должен ему 200 рублей. Он взял их в долг, еще когда жил в Косово. «Я не знал, что рав приехал в Израиль, — добавил человек. — А то бы давно уж востребовал этот долг. А теперь, когда рав умер, я прошу вас помочь мне получить назад эти деньги».
Рав Дискин знал, как серьезно Хазон Иш следил за тем, чтобы вовремя отдавать долги, даже самые незначительные. Он немедленно позвонил мужу сестры Хазон Иша — раву Шмуэлю Грейнеману. Тело праведника еще не вынесли из его дома, и тысячи людей стояли во дворе и прилегающих улицах, желая сопровождать траурную процессию. Как только рав Дискин начал рассказывать о случившемся, рав Грейнеман перебил его: «Знаю, знаю об этом долге. В тот день, когда Хазон Иш приехал в Израиль, велел своим домашним сберечь мешочек с 200 рублями. Он сказал, что эти деньги он должен одному торговцу из Косово, который не забрал деньги вовремя, а потом совсем пропал. Хазон Иш пытался найти его разными путями, но не преуспел. Поэтому отложил этот мешочек, чтобы вернуть деньги при первой же возможности…».
Сказано в Святой Торе: «…Желание боящихся Его — выполнит!». Еще до того, как Хазон Иш в последний раз покинул свой дом, все его долги были оплачены…
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»