Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если начать Тору, как предложил Раши, пропала бы заповедь плодиться и размножаться?

Темы: Берешит, Дарование Торы, Заповеди, Раши, Бней Ноах, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом! Почему Раши говорит, что Тору следовало бы начать с первой заповеди… а не с Берешит?..

1. Галахическое возражение к кушие (трудному вопросу) Раши: как Раши может так спросить, ведь в Берешит есть как минимум первая заповедь для всего человечества (и также для еврейского народа) — плодитесь и размножайтесь.

И если бы Тора была начата, как предложил Раши, то могли бы сказать: главное — Тора, и человек свободен от семейных отношений и может стать монахо-ешиботником-аскетом и учить Тору. Тем самым еврейский народ бы пропал (не дай Бог) постепенно.

Поэтому Всевышний, Благословен Он, начал Тору с Берешит, где про заповедь «плодитесь и размножайтесь», чтобы было продолжение у еврейского народа (и страстная любовь к Торе евреев не вытеснила бы семейную жизнь). (Нам же известно, что мудрецы готовы были многие годы жить в разлуке с семьей, — и то, зная, что семью нужно строить ради исполнения заповеди плодиться и размножаться). ( А если бы такая заповедь не была бы раскрыта — вообще, может быть, посвятили бы Торе всю свою жизнь без остатка). (И вся книга Берешит тоже о семейности и продолжении через семью: Адам родил Шета и т.д., родословная, Толдот, которое также переводится как «история»).

Читал, что важность заповеди «плодитесь и размножайтесь» очень велика. И в этом, я так понимаю, проявляется возможность наша быть со-творцами вместе с Творцом миров. Со-творцами жизни быть… Одно из важнейших проявлений для нас Всевышнего это то, что он Творец, наиболее доступное постижение Божественного раскрытия, и как нам приблизиться к Нему, уподобившись? Стать со-творцами новой жизни — родителями.

2. Мидрашное несогласие с кушиёй Раши: говорится, что Всевышний хотел дать Тору другим народам, просто они были не готовы (качества не исправлены), но этот мидраш передаёт идею, что в идеале Тору должны получить все народы. Какая точка соприкосновения с Торой у всех народов? Берешит. Там где о наших общих корнях. У большинства через Адама (70 народов), у кого-то через Авраама (цивилизации от Ишмаэля, сыновей Кетуры, Эйсава), У кого-то через связь с Ицхаком (Ишмаэльская цивилизация и Эйсавская) и Яаковом (Эйсав). Поэтому-то послание, которое идёт через Берешит, делает Тору универсальной для всех народов… Что и соответствует Рцон Ха-Шем (воле Всевышнего). Яков

Отвечает рав Берл Набутовский

Здравствуйте, дорогой Яков! Очень рад, что Вы учите Раши на Хумаш (Пятикнижие).

Известно, что все комментарии Раши основываются на словах мудрецов. Этот отрывок Раши также взял из Ялкута (Шмос 187). Тем не менее, попытаемся понять слова Раши и ответить на Ваши вопросы.

Начнём со второго вопроса. Как Вы верно заметили, сказано, что Вс-вышний предлагал Тору другим народам, но они отказались её принять. Это означает, что Вс-вышний предлагал другим народам принять на себя 613 заповедей Торы и выполнять их так, как это сделали евреи. То есть, из этого мидраша тоже ясно, что основная цель дарования Торы — это дать возможность изучать и выполнять 613 заповедей. «Точка соприкосновения Торы с другими народами», как Вы это называете — это именно принятие тех самых 613 заповедей. Отказавшись принять Тору, другие народы эту «точку соприкосновения» потеряли.

Заметим, что это не означает, что у народов вообще нет никакой связи с Торой. Во-первых, Тора также содержит семь заповедей потомков Ноаха (Ноя). Во-вторых, сказано, что Моше перевёл Тору на 70 языков и записал на специальных камнях. Получается, что сам Моше сделал Тору доступной для других народов.

В мидраше не сказано, что другие народы могли получить Тору в силу того, что происходили от Адама так же, как и Авраам. Наоборот, из мидраша следует, что до дарования Торы все народы были как бы равны перед Вс-вышним. Возможность получения ими Торы зависела не от родства с Авраамом, а только от их свободного выбора. Кроме того, Раши не говорит, что люди «не должны были иметь общих корней». Он всего лишь сказал, что об этом можно было не писать.

Теперь первый вопрос. Действительно, заповедь плодиться и размножаться упоминается в начале книги Брейшис. Кроме того, в книге Брейшис упоминается заповедь делать обрезание и запрещение есть верблюжью жилу. Почему же тогда Раши говорит, что эту часть Торы можно было «опустить»? Дело в том, что все эти заповеди Тора повторяет ещё раз. В частности, заповедь плодиться и размножаться выводится из стиха (Дворим 5:27) «Иди, скажи им. Возвратитесь в шатры свои». См. комментарий Мизрахи, который это подробно разбирает и приводит источники.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте:

Зачем столько детей?

Материалы по теме


Как и любое испытание в жизни, бедность — это средство, которое призвано помочь духовному росту человека. Но почему одним дается такое испытание — бедностью — а другим нет? Не лучше ли для него было бы испытание богатством? Читать дальше