Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Должна ли косметика быть кашерной на Песах?

Темы: Косметика, Кашрут, Песах, Хамец, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые господа, скоро Песах. Хотел бы задать пару вопросов. 1) Обязательно ли на косметике и бытовой химии (мыло, шампуни, стиральный порошок, жидкость для мытья посуды и т.д.) должна быть надпись «кашер ле-Песах»? Ведь там одна химия. 2) Я понимаю, что этот вопрос выглядит параноидальным, тем не менее, задам: Допустим, я пью в баре пиво и немного пива проливается на карман, в который потом кладу сдачу. Надо ли промывать эти деньги? И, вообще, до каких размеров считается хомец? Это если можно рассмотреть невооруженным глазом? Борис

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Борис,

Испокон веков в различных еврейских общинах были приняты всевозможные устрожения в отношении хамца («квасного») в Песах. Некоторые обычаи даже упоминаются в Шулхан Орухе. Наиболее ярким примером подобного поведения является обычай мыть стены и стулья, к которым мог прикасаться хамец (Шулхан Орух 442). Мишна Брура (442:28) объясняет: не стоит насмехаться над людьми, которые так поступают, ведь, хотя по закону в этом нет необходимости, намек на этот обычай можно найти в Иерусалимском Талмуде. В любом случае мы видим, что особая святость праздника Песах заставляет людей соблюдать его законы максимально скрупулезно.

Что касается использования различных парфюмерно-косметических средств, то изначально желательно постараться приобрести товары, которые кошерны на Песах. Однако, как известно, не везде есть возможность приобрести такие товары, поэтому попытаемся рассказать о возможности использования на Песах некоторых наиболее распространенных видов косметических и моющих средств.

Жидкие и аэрозольные духи, одеколон, дезодоранты, лосьон после бритья. В большинстве случаев в их состав входит этиловый спирт, который производят из злаков и который является хамцом. Поэтому такие товары не используют в Песах и их необходимо продать нееврею (Илхот Песах, рав Шимон Айдер, Шаарей Йемей а-Песах, рав Йегуда Чезнер). И хотя такие косметические средства «непригодны в пищу собаке» (т.е. можно было бы подумать, что их разрешено использовать, т.к. они уже не считаются хамцом), не стоит спешить с выводами. Во-первых, разрешено использовать вещества, которые непригодны в пищу собаки, только в том случае, если они испортились настолько, что даже собака не станет их есть. Если же собака их не ест, потому что это не тот продукт, которым ее обычно кормят, а люди в стесненных обстоятельствах могут употреблять его в пищу (ведь иногда это просто спирт, которому придали приятный запах), то запрет остается в силе. Во-вторых. Даже когда при производстве спирт довели до такого состояния, что его невозможно употреблять в пищу, многие алахические авторитеты считают: если его можно восстановить или употреблять в пищу, смешав с другими веществами, то запрет остается в силе (Игрот Мойше, Орах Хаим 3:62, Эмет ле-Яаков, рав Яаков Каменецкий 442:9, Илхот Песах, рав Шимон Айдер). Исключение могут составлять продукты, произведенные на основе синтетического спирта или спирта, не произведенного из злаков (например, уже несколько лет, по данным департамета кошрута Бадац Эйда Харедит, в товарах, произведенных в Эрец-Исроэль, не используется спирт из злаков), или любые продукты, на которых стоит «кашерно на Песах».

Кремы, мази, шампуни, бальзамы и порошки, тени для газ, тушь для ресниц, румяна и пудра, лак для ногтей, крем для обуви, освежитель воздуха. Разрешено использовать эти товары без знака «кашерно на Песах», поскольку они непригодны в пищу собаки и человека. Кроме того, даже если при их производстве использовали спирт, его уже невозможно восстановить, чтобы сделать пригодным в пищу.

Крем для рук, мыло, помада и зубная паста. Желательно приложить усилия и постараться достать подобные товары со знаком «кашерно на Песах», поскольку существует большая вероятность, что они попадут в рот. Но если это невозможно, разрешено использовать их даже без знака «кашерно на Песах», полагаясь на мнения алахических авторитетов, которые считают: поскольку эти товары непригодны в пищу собаки и человека, в соответствии с буквой закона они не запрещены в Песах. Что касается губной помады, желательно использовать не ароматизированную (Шаарей Йемей а-Песах, рав Иегуда Чезнер, Илхот Песах, рав Шимон Айдер).

Жидкость для мытья посуды. Необходимо использовать жидкость со знаком «кашерно на Песах». Если нет возможности достать такое средство, следует обратиться к компетентному раввину.

Стиральный порошок не нуждается в знаке «кашерно на Песах». Но в холь а-моэд («праздничные будни») стирать запрещено, кроме тех случаев, когда одежда запачкалась и другой одежды нет, или для маленьких детей.

Что касается Вашего второго вопроса: не промывают от хамца вещи, которые не видны глазу и которые обычно не употребляют в пищу.

Песах кошер вэ-самеах.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Ищу список косметики на Песах!

Материалы по теме


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше