Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кому, как не нам, надо пробудиться, воспрянуть, изменить все наши понятия, пути и дела — и вернуться к Творцу»Рабби Элияу Элиэзер Деслер

Единение народа – вещь практическая, а не сантименты и тоска

20 сентября 2011, 12:20

Отложить Отложено

В принципе, никто не против еврейского единения, но мало кто предлагает практические рекомендации. А ведь Торе они известны!

Но сначала все же скажем о силе единства, чтобы проникнуться важностью момента, – а потом практический вывод, окей?

Начнем с простого замечания Мидраша. Очень простого – да неожиданности. Судите сами. Сказали мудрецы (Танхума на Шофтим 18): "Когда евреи вместе – даже для идолопоклонства – им не грозит наказание с неба".

То же самое сказали в другом месте (Мидраш-Раба Берешит 38): "Велик мир (в смысле шалом) – ибо, даже когда евреи поклоняются идолам, но среди них царит мир, Всевышний как бы говорит: не могу ничего им сделать, ибо в их среде мир".

Единство на основе мирных отношений внутри нации!

Но давайте продолжим. Первый вопрос: а у других народов то же самое? Если то же самое, то получаем мощное правило: стоит объединиться в группу – не важно на основе какого принципа – и Всевышний как бы теряет власть над этой группой; т.е. не может ее наказать, даже если она собралась ради плохого дела".

Собственно, об этом написал в своей книге "Беер-Моше" известный адмор, раби Моше Йехиэль Эпштейн (кстати, наш современник: 1889-1971).

Он задал вопрос к удивительному стиху в Торе про человека-грешника, который сознательно отказывается от соблюдения Торы (Дварим 29:18 и дальше): "Когда он услышит слова этого Договора (обязательство евреев соблюдать Тору), благословит самого себя в своем сердце (т.е. даст себе разрешение) и скажет: будет мне мир (т.е. покой и удача), когда пойду по желанию своего сердца, – и не захочет Всевышний его простить – и отделит его от народа Израиля".

Странное дело (восклицает рав Эпштейн)! Разве этот грешник такой глупец? Разве он не знает, что Всевышний его не оставит и накажет? На что он надеется?

И отвечает: вот на что он надеется. Известно, что когда между людьми мир и добрые отношения – Всевышний их не наказывает даже за плохие дела. Зная это правило, наш злодей решил, что отныне он будет приветлив и доброжелателен со всеми ("будет мне мир"). Т.е. пойдет не по дороге Торы, а своим путем – но в том, что касается остальных, он останется с ними в самых добрых отношениях – и тогда Всевышний его не накажет!

Логично? Вполне. Поэтому стих и пишет: несмотря на эту видимую логичность, Всевышний все равно его отделит от всех – и, как только он выпадет из народного круга, как только останется один – тут же будет наказан! Способ понятен: да, пока он внутри всех – Я ничего ему сделать не могу, но когда он выйдет за пределы общины (а я его выведу насилу, посеяв в людях недоверие к нему) – тут ему и погибель.

И еще отметил адмор: когда один человек притворно мирен с остальными – это ложное единение. В таком нет спасения.

Получается, что только в настоящем объединении есть спасение – для всего народа. (Что для этого надо сделать? – Правильно, не отделяться от остальных. Ой, собирался практический совет приберечь до конца, да не удержался. Ладно, пусть остается в скобках, скобки ныне не все читают.)

** **

Можно провести аналогичную параллель – про мераглим, разведчиков, которые пошли в турпоход по Эрец-Кенаан после Исхода из Египта.

Все знают, они вернулись и сказали: "Не сможем одолеть этот народ (тамошних жителей), ибо они сильнее нас". Сказано: ки хазак у мимену, он, этот народ, сильнее нас. Но можно прочесть иначе, иврит позволяет: он сильнее Его, Всевышнего. (Тоже очень странно: как какой-то народишко может быть сильней Творца?)

Но больше всего удивляет другое: как разведчики – самые авторитетные среди евреев своего поколения – могли такое сказать? Они что, не понимали, что, если Всевышний обещал евреям ввести их в Страну, Он их введет?

Прекрасно понимали. Но, оказывается, они знали и другое правило. Когда в народе-нации-этносе-банде царит согласие – там Всевышний как бы бессилен.

А кенаанцы и были едины, монолитны, единодушны и сплочены. Вот разведчики и рассудили: сожалеем, но одолеть их нельзя. (См об этом в трактате Сота 35.)

Тем не менее, евреи, как мы знаем, в Страну вошли и кенаанцев одолели. Каким образом? Да фактически тем же оружием: объединились и стали воевать "как один человек с одним сердцем". Объединились вокруг Торы и Моше.

 ** **

Последний вопрос: как нам – нынешним евреям – объединиться?

Я не знаю, но см. на эту тему видео-урок "Снова о единстве", который в начале следующей недели (сБп) будет вывешен на нашем сайте.

 

ВСЕХ ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ РОШ-АШАНА

 

Теги: Видео-урок, Недельный раздел