Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли делать временные татуировки?

28 мая 2015 года, темы: Косметика, Татуировки, Скромность, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли женщинам делать рисунки хной на коже рук, кистей или голени, которые стираются через 2-3 недели? В.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая В.,

Большое спасибо, что обратились к нам. Запрещено появляться в общественном месте с такими рисунками.

Давайте разберем вопрос подробнее. Чтобы ответить на него, необходимо понять два момента. Во-первых, надо понять, является ли нанесение краски на кожу, рисование на коже, созданием татуировки. Во-вторых, можно ли, с точки зрения скромности, появляться с такими рисунками в общественном месте.

Запрет татуировки

О смысле и причинах запрета татуировки мы уже говорили раньше («Как иудаизм относится к татуировкам?»). Поэтому сейчас давайте вкратце остановимся на том, какие именно действия относятся к этой категории. В Гемаре (Макот 21а) сказано, что запрет татуировки нарушается, только если совершены два действия: кожа надрезана и надрез заполнен краской. Ахароним (галахические авторитеты поздних времен) приходят к заключению, что не имеет значения, в каком порядке были совершены эти действия — сначала сделали надрез, а затем заполнили его краской, или наоборот. В обоих случаях нарушается запрет Торы (Байт Хадаш, Сифтэй Коэн на Йорэ Дэа 180:1).

Поэтому внесение глубоко под кожу красящего пигмента, который остается навсегда, иными словами, обычная татуировка, запрещается Торой. Внесение краски в менее глубокие слои кожи, когда краска в результате регенерации кожи исчезает в течение нескольких лет, так называемый перманентный макияж, так же запрещается, как минимум, мудрецами, а по некоторым мнениям это тоже запрет Торы, о чем мы подробно писали раньше (см. предыдущую ссылку).

Возникает вопрос: разрешено ли совершить только одно из указанных действий, а именно: сделать надрез, не заполняя его краской, или нанести краску, не надрезая кожу. Понятно, что вопрос заключается только в том, будет ли это запрещено мудрецами. Ведь, чтобы нарушить запрет Торы, необходимо, как было сказано, совершить оба действия.

Мнения ришоним (галахических авторитетов ранних времен) в отношении того, запрещено ли мудрецами делать надрез, не заполняя его краской, или выжигать что-либо на теле каленым железом, разошлись. По мнению Роша (Гитин 20 б) и Меири такого запрета нет. А Тосафот (Гитин 20 б) полагают, что это запрещено мудрецами.

А вот наносить краску без надреза, тем более, если краска не останется на долгое время, не запрещено, т.к. само по себе такое действие не похоже на нанесение татуировки. Так считают современные галахические авторитеты Рав Хаим Каневский (Патшеген а-ктав — книга, посвященная запрету татуировки; гл.18) и Рав Шмуэль Вознер (респонсы Шевет а-Леви 3:111).

Кроме того, известно, что раньше было даже принято окрашивать руки краской для красоты, как следует из респонса Рашба. Он рассматривал вопрос, отделяет ли в данном случае краска кожу от воды при окунании в микву, не создает ли преграду — хацицу (приводится в Шулхан Арухе, Йорэ Дэа 198:17). А в наше время известен обычай «Хина», распространенный у йеменских евреев: перед свадьбой окрашивают хной кисти и ступни жениха и невесты.

Получается, что такое окрашивание не является татуировкой и по законам о татуировке запрещено быть не может.

Правила скромности

Как известно, еврейская Традиция призывает мужчин и женщин следить за своей внешностью и всегда выглядеть достойно. Наша Традиция также требует скромности — но не для того, чтобы «скрыть красоту», а для того, чтобы направить красоту и привлекательность в правильное русло. Поэтому, в соответствии с правилами скромности, мы не носим броскую одежду и аксессуары, которые особенно притягивают к себе внимание. Кроме того, зачастую ношение такой одежды и аксессуаров может привести к нарушению запретов другими людьми. Ведь, как говорит Рамбам (Исурей Бийя 21:2), мужчине запрещено наслаждаться даже видом мизинца женщины, которая ему запрещена. В таком случае, одеваясь нескромно, можно нарушить запрет лифней ивер — «помещать препятствие перед слепым», т.е. предоставлять другому человеку возможность совершить нарушение.

Поэтому, безусловно, запрещено появляться в общественном месте с такими рисунками (если их видно), поскольку они непременно привлекут к себе внимание.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего. Читать дальше