Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Недавно в молодежном центре «Шаарей Эмуна» состоялся просмотр фильма «Арифметика дьявола». Около ста русскоязычных юношей и девушек, отправляющихся летом в Израиль, познакомились с этим фильмом о Катастрофе.

В самом начале картины юная американка Хана оказывается в компании подруг, которые делают себе татуировки. После этой болезненной процедуры ее пригласили на вечеринку. Приехав домой, Хана заявила родителям, что не хочет идти с ними отмечать Песах. В конце концов она поддается уговорам и неохотно идет в дом бывшей узницы концлагеря тети Евы.

Благодаря приемам современного кинематографа Хана как бы перемещается во времени и оказывается в Польше во время войны. Ее вместе с другими евреями сажают в грузовик и отправляют в концлагерь. Там она видит, как детей и стариков отправляют на смерть, а способных работать превращают в рабов. Фашисты издеваются над узниками, чтобы сломить их дух, унизить их человеческое достоинство. Нанесение номера-татуировки на руке призвано обезличить человека, лишить его имени…

Зажегся свет, но в зале стояла тишина. Многим ребятам было трудно сдерживать слезы. «На руке моего живущего в Израиле дедушки такой же номер, — поделился впечатлениями Алекс. — В России мы жили вместе, но я никогда его об этом не спрашивал. Когда я приеду в Израиль, то обязательно попрошу его все рассказать».

И говорил Всевышний Моисею в пустыне Синай… Сосчитайте число всей общины сынов Израиля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен (Бамидбар 1:1—2).

Тора запрещает считать евреев. Но как же сосчитать «число всей общины»? Считали не людей, а монеты. Каждый мужчина должен был пожертвовать полшекеля на строительство Мишкана, Храма в пустыне. Человек — это личность, бесконечный мир. Людей нельзя считать, подобно вещам или монетам. Фашисты присваивали заключенным номера, пытаясь сломить их дух: ты — безликий номер, а не человек с уникальной судьбой. В разгар репрессий в стране «победившего социализма» повторяли: «Лес рубят — щепки летят». Палачи народа сравнивали человека со щепкой или винтиком, утверждая, что «незаменимых нет».

В чем же смысл употребляемого в Торе словосочетания по числу имен? «Несмотря на то, что общее число евреев, достигало шестисот тысяч мужчин, Тора подчеркивает, что все равно за этим числом стоят имена людей!» — объясняет рав Моше Вольфсон. У каждого человека свое имя, указывающее на его уникальное предназначение в этом мире.

Шестьсот тысяч мужчин, стоявших у горы Синай, составляли общину народа Израиля, а душа каждого из них была связана с определенной буквой Торы. У каждого еврея своя буква в Торе! Человек уникален, подобно букве, которая является частью определенного слова, предложения, главы, но при этом она — часть целого, буква в книге Торы. Так же и каждый еврей — часть своей семьи, своей общины. Он приходит в этот мир для исполнения своей уникальной миссии, являясь при этом частью народа Израиля.

В Синайской пустыне четыре отряда колен Израиля окружали Мишкан, в котором служило колено левитов. Так же четыре книги Пятикнижия обрамляют сердцевину Торы — книгу Левитов.

«Когда в синагоге открывают свиток Торы, то вглядываются в ее буквы, ибо еврей может найти “свою букву”, способную озарить его душу! — писал Аризаль. — Когда габай синагоги приглашает еврея к Торе, то это не его случайный выбор, а проявление некого пророческого дара: человек может “найти себя” в читаемом отрывке».

— Знаешь ли ты, как повседневные события недели сокрыты в намеках недельной главы Торы? — спрашивал магид из Межерича рабби Шнееросона.

— Да, — отвечает автор мистической книги «Тания».

— Знаешь ли ты, как каждый из семи читаемых в субботу отрывков недельной главы связан с событиями определенного дня недели?

— Да, — отвечает основатель ХАБАДа.

— Заешь ли ты, как связана душа человека с тем отрывком Торы, на чтение которого его вызывают в синагоге?

— Да, — отвечает ребе.

— Тогда ты можешь читать Тору в нашей синагоге! — воскликнул магид.

… «Исполним и поймем!» — провозгласили евреи, принимая Тору у горы Синай. Сначала исполним, лишь потом поймем. Ибо мудрость Торы открывается тому, кто стремится исполнить свою уникальную миссию в этом мире. Во имя исполнения этой миссии еврей стремится принять и понять Тору, открывая в ней самого себя!


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше