Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все дни свои я рос среди мудрецов и не нашёл ничего, полезнее молчания, и основное — не рассуждения, а поступки, и многословному не избежать греха»Трактат «Авот» 1, 17
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…

… Когда ребе Менахему Менделю из Коцка (1787—1859 гг.) рассказали о том, что один ребе обладает способностью творить чудеса, то он спросил: «А может ли он продемонстрировать настоящее чудо — воспитать достойного ученика?» Главное дело жизни человека — творить себя, своих детей и учеников…

Встретив недавно Шломо, выпускника «Синай Академи», я был потрясен его успехами в изучении Торы. Шесть лет назад мама перевела его (тогда еще Александра) из городской школы в еврейскую. Окончив «Синай», он продолжил изучение Торы в израильской иешиве, а недавно приехал домой на пасхальные каникулы и вызвал восхищение своих школьных учителей и друзей.

— Ты учишься в иешиве всего два года, как тебе удалось за столь короткое время догнать одноклассников, с детства изучающих Тору? — спросил я.

— Это не способности, а, прежде всего, тяжелый труд, — признался Шломо. — Когда я впервые начал изучать Талмуд в «Синае», учитель объяснил определенную тему, и я, к сожалению, ничего не понял. Тогда я открыл Талмуд и решил повторить урок, чтобы самому во всем разобраться. Но опять ничего не понял. Я повторил попытку еще раз — и вновь безуспешно. Так я повторил урок… восемьсот (!) раз и в конце концов удостоился его понять!

— Талмуд рассказывает об учителе, который объяснял что-то своему ученику четыреста (!) раз! Кого прославляет Талмуд этим рассказом — учителя или ученика?

— Обоих! — ответил Шломо. — Учителя, который не терял веры в ученика, продолжая терпеливо объяснять, и ученика, который не отчаялся и в результате достиг успеха!..

И если Талмуд прославляет ученика, который повторял урок четыреста раз, то, что сказали бы мудрецы о русскоязычном мальчике в Бруклине, который повторил урок восемьсот раз? И еще важный нюанс. Приведя Александра в «Синай», мама сказала, что у него проблемы с обучаемостью: он всегда был плохим учеником и не сможет нормально учиться. Как же удалось «плохому» ученику достичь таких высот в изучении Торы?

Что ж, пусть рассказ о празднике Лаг ба-Омер станет намеком на ответ… Слово «Лаг» означает на иврите — 33, а «Омер» указывает на заповедь считать дни после Исхода вплоть до дарования Торы на пятидесятый день. Сразу после праздника Песах (в соответствии с другим обычаем, траур начинается в месяц Ияр и заканчивается за три дня до праздника Шавуот) начинается период траура по умершим почти два тысячелетия назад ученикам рабби Акивы. Этот траур прерывается в Лаг ба-Омер, поскольку, как говорит Талмуд, в этот день ученики рабби Акивы перестали умирать. Но ведь все уже умерли в предыдущие дни! Так что же мы празднуем в Лаг ба-Омер?

«У рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и все они умерли из-за того, что не оказывали должного уважения друг другу, — рассказывает Талмуд (Йевамот, 62). — И мир опустел до тех пор, пока рабби Акива не нашел новых учеников и не начал обучать их Торе… и они возродили Тору в народе Израиля!»

Рабби Акива решил изучать Тору, когда ему было уже сорок лет. Увидев, что воды ручья изменяют форму камня, он воскликнул: так же и Тора, приравниваемая к воде, изменит мое каменное (неподдающееся изменениям) сердце. Рабби Акива стал великим учителем, воспитавшим 24 тысячи учеников. Однако все они погибли во время эпидемии. Существует мнение, что ученики рабби Акивы поддержали восстание Бар-Кохбы против римлян и все пали в этой войне. Впрочем, мудрецы Талмуда отмечают, что духовная причина трагедии заключалась в недостатке взаимного уважения и единства.

После гибели своих учеников, рабби Акива мог решить, что рухнуло дело всей его жизни, и отчаяться. Однако он обратился к словам царя Соломона: «Утром сей семя свое и вечером не опускай руки своей!» (Экклезиаст, 11:6). Утро — это символ светлого периода в жизни человека, когда ему нетрудно сеять семена добра, учить Торе своих детей и учеников. Но даже когда наступает вечер и спускается тьма, человек не должен отчаиваться, продолжая творить добро и учить этому своих детей и учеников!

Лаг ба-Омер отмечает, что после смерти учеников, рабби Акива не опустил рук, а начал обучать Торе, взаимному уважению и единству новых пятерых учеников. Они и передали нам устную Тору, еврейскую традицию, которая вдохновляла преследуемый в изгнании народ не отчаиваться, а начинать все сначала!..

В Лаг ба-Омер впервые спустилась манна небесная! — дает еще одно объяснение «Хатам Софер». Выходя их Египта, евреи несли на своих плечах мацу. Однако через месяц запасы мацы закончились. Несмотря на голод, они продолжили свой путь от рабства к свободе, и через три дня в Лаг ба-Омер открылись Небеса и спустилась манна.

Урок: если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…

«Если будете следовать Моим законам и хранить заповеди Мои, и исполнять их, то Я дам вам дожди вовремя, и земля принесет урожай… Вы будете жить на своей земле в безопасности» (Ваикра, 26:3—5).

«Что имеет в виду Тора, говоря: “Если будете следовать Моим законам”? — спрашивает Раши. — То, что следует исполнять заповеди? Но об этом ведь уже сказано: “и заповеди Мои соблюдать и исполнять их”. Следовательно, слова “Если будете следовать Моим законам” учат нас трудиться над изучением Торы!»

Рассказ об удивительных успехах Шломо является не исключением, а скорее, правилом: молодые люди из России, вложившие свой труд в изучение Торы, удостоились благословения, и у них открылось второе дыхание!


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше