Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Говоря о том, что Тора призывает человека бояться и любить Творца, раби Арье-Лейб из Гур добавляет: Умение бояться — качество человека, но способность к любви — это подарок Всевышнего»Раби Арье-Лейб из Гур

Верить ли дурным снам?

Темы: Сны

Отложить Отложено

Шалом! Видела сон и знаю, что он плохой, стало страшно и тревожно на душе, как будто жду, что вот-вот что-то ужасное произойдёт. Скажите, пожалуйста, евреи должны верить снам? Если да, то в какие дни они сбываются и кто вообще придумывает значение снов? Спасибо, Л.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Л., Шалом!

Талмуд в трактате Брахот (55 б) спрашивает о противоречии, которое существует, на первый взгляд, между стихами Торы. В книге Бэмидбар (12, 6) сказано: «…во сне говорю Я с ним (пророком)». Из чего следует, что сны — истина и с их помощью Творец сообщает человеку о будущем. С другой стороны, пророк Зхарья (10, 2) говорит, что «сновидения ложное рассказывают». Из чего следует: сны — не истина. Отвечает Талмуд: эти два стиха говорят о различных видах снов, поэтому между ними нет противоречия. В книге Бэмидбар речь идёт о снах, которые посылают через ангела. Такие сны, несомненно, являются вещими. А пророк Зхарья говорит о снах, посланных через демона, и они, разумеется, вещими не являются. Получается, некоторые сны действительно содержат информацию о будущем. Но только некоторые. Кроме «снов, посланных через демона», есть ещё одна категория снов, которые вещими не являются. Это те, которые человек видит после размышления на ту или иную тему. Такие сны — продолжение его размышлений (как говорит Талмуд в трактате Брахот, там же).

Хотя сны и бывают вещими, Вам не стоит серьёзно переживать из-за сна. Ведь мы не можем знать в точности, что именно предвещает тот или иной «вещий» сон и, следовательно, «к худу» он или добру. Талмуд говорит (там же), что сон, который не был истолкован, не может существенно повлиять на нашу жизнь. А чтобы правильно толковать сны, требуется особый талант (так пишут авторы комментария Тосфот, трактат Брахот), которым обладают единицы. Часто бывает, что человек видит сон, который кажется ему зловещим, а в действительности он предвещает доброе. В трактате Брахот приводятся примеры таких снов и толкований.

Есть только четыре сна, которые, несомненно, предвещают дурное (Шулхан Арух, Орах Хаим 288, 5). Это:1) когда человек видит горящий свиток Торы, 2) когда видит себя в Йом-Кипур (Судный день) во время молитвы Неила (завершающей молитвы в этот день), 3) когда видит, что стены его дома рушатся, 4) когда видит, что зубы его выпадают. Тому, кто видит такие сны, следует поститься, чтобы «отменить» беду, которую они предвещают. Этот пост называется таанит халом — «пост (из-за) сна», и его можно устраивать даже в субботу. Однако даже такие сны не считаются вещими, если их видят после раздумий об этом наяву.

Если человек всё же ощущает беспокойство из-за того или иного сна, ему стоит совершить обряд под названием атават халом («обращение сна к добру»), описание которого приводится в Талмуде (там же), а также в Шульхан Арухе (Орах Хаим 220, 1) и в молитвенниках. Есть еще возможность «обратить сон к добру»: произнести специальную молитву во время биркат коаним («благословение коэнов»). Текст этой молитвы тоже приводится в Талмуде, а также в Шульхан Арухе (130 а) и молитвенниках. Если Вам будет необходимо описание этого обряда или текст молитвы, напишите, постараюсь прислать.

В заключение хочу добавить, что страшный сон посылают человеку с Небес для того, чтобы он задумался о своей жизни, о том, насколько верен путь, которым он идёт. Поэтому, говорит Талмуд, именно праведникам посылают с Небес плохие сны, чтобы они смогли глубже задуматься о своем пути и еще больше приблизиться к Творцу. Таким образом, не стоит серьёзно волноваться из-за «плохого» сна, но имеет смысл задуматься о своем пути в жизни и исправить свои дела. И тогда, с Б-жьей помощью, всё будет хорошо, как сказано в книге Коэлет (9, 7): «Поди же, ешь в радости хлеб свой и пей с веселым сердцем вино свое, ибо уже благоволит Б-г делам твоим».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Кого пас римский император золотым посохом?

Ненависть братьев к Йосефу. Как толковал сны Бар-Эдья?

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше