Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый К.!

На первый взгляд, отношение Торы к этому вопросу противоречиво. В одном стихе сказано, что снам доверять нельзя: «…и сновидения ложное рассказывают» (Зхарья 10, 2). Из другого стиха следует, что сны открывают человеку истину и им надо верить — ведь сам Всевышний говорит, что открывается пророкам во сне: «…если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним» (Бэмидбар 12, 6). Кроме того, в нескольких местах в Танахе рассказывается о вещих снах, например, о снах Йосефа, снах фараона и Невухаднецара.

В Талмуде (Брахот 55 б), а также в Зоаре (Рэайа Мээймана б) объяснено, что это противоречие — кажущееся. Сказано в Талмуде, что, действительно, существует два «противоположных» вида снов: одни «вкладывает человеку в голову» ангел. Эти сны открывают человеку будущее, чтобы он подготовил себя к тому, что его ожидает. Другие сны приходят через «беса», т.е. от различных сил нечистоты. Но есть и третий вид — сны, которые вызваны дневными раздумьями человека, как сказано в трактате Брахот (там же): «Показывают человеку (сны) только из того, о чём он думает». Ниже там (56а) приводится рассказ:

Сказал римский император рабби Йеошуа бен Хананье: «Вы, евреи, говорите, что вы умные. Если так, давай, скажи мне, что я увижу этой ночью во сне?» Ответил ему рабби Йеошуа: «Ты увидишь, что тебя взяли в плен персы и заставляют тебя пасти мерзких насекомых золотым посохом».

Рабби Йеошуа специально нарисовал столь необычную картину — чтобы император думал о ней целый день и, благодаря этому, увидел её во сне. Так и вышло.

Но и истинные сны сбываются не полностью, как сказано в Талмуде (Брахот 55а): «Сказал рабби Берахья: “Сон, хотя и исполняется небольшая часть его, целиком не исполняется”».

Трудно отличить истинный сон от неистинного, но обычно истинный сон человек видит очень ясно. И ещё сказано в Талмуде (Брахот 55 б): «Три (вида) снов сбываются: утренний сон; и сон, который человек видел о другом человеке; и сон, разъяснившийся во сне (т.е., во время сна человек слышит толкование сна). А некоторые говорят: и повторяющийся сон».

Не стоит волноваться из-за снов, которые, по видимости, предвещают дурное, потому что человек не знает истинного смысла снов. Приведу пример из Талмуда (Брахот 56 б): «Бен-Дама, сын сестры рабби Ишмаэля, спросил у рабби Ишмаэля: “Я видел, что две мои щеки отвалились”. Ответил тот: “Два римских легиона подали о тебе дурной совет и умерли”. (Рот — орган речи — “связывает” щёки между собой, поэтому два римских легиона, которые дали дурной совет, уподобились во сне щекам). Бар-Капара сказал Раби: “Я видел, что мой нос (хотми, нос называется также аф) отвалился”. Сказал тот ему: “Гнев оставил тебя” (гнев называется в Торе харон аф). Сказал ему “Я видел, что две мои руки были отрезаны”. Сказал ему: “Ты не будешь нуждаться в деянии рук своих”. Сказал ему: “Я видел, что две мои ноги были отрублены”. Сказал ему: “На коне ты будешь скакать”. “Я видел, как мне говорят: в месяце адаре ты умрёшь и месяца нисана не увидишь”. Сказал ему: “В роскоши (адар) умрёшь и испытаниям (нисайон) не подвергнешься”».

Если человек видел сон, который его обеспокоил, следует молиться, давать больше милостыни и совершать больше добрых дел, чтобы сон оказался к лучшему. Сказано в мидраше (Коэлет Рабба 5, 6): «Сказал Рабби: “Если видел ты тяжёлые сны… обратись к трём вещам и спасёшься… Это молитва, милостыня и раскаяние”».

Кроме молитвы, милостыни и раскаяния, существуют ещё методы «отмены» того, что предсказано в дурном сне, если это беспокоит человека. Это:1. пост, 2. специальная молитва, которую произносят во время благословения коэнов, 3. «обращение сна к добру».

1. Пост. Талмуд в трактате Шабат (11а) говорит: «Хорош пост для сна, как огонь для льняных очёсков» (т.е., как огонь с лёгкостью уничтожает очёски льна, так пост с лёгкостью уничтожает то, что предвещает дурной сон). Постятся сразу после сна и до выхода звёзд вечером того же дня. В Шулхан Арухе (288, 5) сказано, что такой пост не устраивают в субботу, кроме тех случаев, когда человек видел во сне: «сожжённый свиток Торы, или Йом Кипур (Судный день) в час завершающей молитвы, или крышу своего дома, которая обвалилась, или что у него выпали зубы». Но если у него болели зубы, он поститься не должен (комментарий Мишна Брура к этому закону).

2. Когда коэны поднимают руки, чтобы благословить народ, следует произнести: «Силён Господь в выси, пребывает в доблести. Ты мир и Имя Твоё “Мир”. Да будет воля Твоя дать нам мир».

3. «Обращение сна к добру». Для этого нужны три человека, которые хорошо относятся к тому, кто видел сон. Тот, кто видел сон, говорит им три раза: «Хороший сон я видел», а они отвечают — так, как написано в молитвеннике.

Важно помнить: следует проявлять осторожность и никогда не говорить о виденном сне, что он плохой, т.к. написано в Талмуде (Брахот 55 б), что смысл любого сна зависит от того, как его истолкуешь. Чтобы не получилось так, что сам человек толкует свой сон как плохой.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме