Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем был наказан дом фараона?

Темы: Наказание, Рав Реувен Куклин, Лех Леха, Египет, Фараон, Сара, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Шолэм алейхем!У меня вопрос по главе «Лех лехо».Когда Авром-овину вместе с Сарой пришел в Египет, то фараон забрал Сару и Все-ний наказал его и весь его дом язвами (лошн кэйдеш «негоим»). РаШИ пишет, что фараон был наказан «раатановым» недугом. Но я хотел бы знать, дом фараона был также наказан «раатоновым» недугом? Нохум Симхэ, Киев

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Нухэм Симхэ,

Прежде всего, нам необходимо понять, что имеет в виду Тора, когда говорит о «доме фараона».

Таргум Ункелос переводит слова «дом фараона» как «его домочадцы». И в этом значении («домочадцы») слово «дом» употребляется в Торе в очень многих случаях (например, только в книге Берешит в этом смысле слово «дом» употреблено в следующих местах — 7, 1; 18, 9; 24, 28; 34, 19; 45, 2; 45, 16; 46, 27; 46, 31; 46, 31; 47, 12, 47, 12, 50, 2; 50, 8; 50, 22). Алших пишет, что домочадцы фараона были наказаны за то, что не возражали против действий фараона.

Однако комментаторы пишут: несмотря на то, что домочадцы были также наказаны (Сфорно, Мальбим и Мэшэх Хохма), их язвы были не так страшны, как язва самого фараона. Ведь их грех не был настолько велик, как грех самого фараона.

Комментаторы добавляют, что об этом различии в «уровне» недуга мы можем прочесть в самом стихе (Берешит 12, 17): «И поразил Господь Паро язвами великими, и (также) его дом, из-за Сарай, жены Аврама». Из того, что Тора не пишет: «И поразил Господь фараона и его дом язвами великими», мы учим, что язвы «дома фараона» не были так велики, как язвы самого фараона.

Мидраш Танхума (глава Лех Леха 5) сообщает, что Тора, употребляя здесь выражение «дом фараона», «намекает», что и стены его дома также поражены язвами. Однако я не нашёл у комментаторов сведений о том, каким недугом были поражены стены дома фараона. Возможно, теми, которые упоминаются в главе Мецора (14, 35).

Материалы по теме

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Кто первый еврей? Кто первая еврейка?

Рав Бенцион Зильбер

В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Каково отношение евреев к неевреям?

Рав Реувен Куклин

Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.