Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем Авраам подставил фараона?

Темы: Египет, Фараон, Авраам, Сара, Ложь, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Читая недельную главу Лех Леха, «претыкаюсь» о поведение Авраама по отношению к жене и фараону. Почему Авраам решил солгать фараону относительно своей жены, назвав ее сестрою? Точнее, не почему он решил солгать — он сам объясняет почему, а почему он не поверил Богу, что Он сохранит Авраама, скажи он правду? А если бы фараон взял Сарру в жены? Если читать и понимать по-человечески это место Писания, то поступок Авраама весьма неблаговидный и к Саре, и к фараону (его он тоже обманул, подставив под наказание). Как надо понимать это место? Спасибо. N., Москва

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

Первая часть Вашего вопроса рассматривалась комментаторами, которые объяснили: Авраам опасался, что в чем-то согрешил и теперь Творец не станет его так защищать, как раньше. Кроме того, он опасался, подобно Яакову в дальнейшем, что Всевышний уже сделал для него столько добра, что рассчитывать на чудеса больше не приходится (а спасти его из той ситуации могло только чудо). Так или иначе, Авраам не считал себя вправе полагаться на чудо и решил искать «человеческий» выход из положения.

Теперь рассмотрим ситуацию с «человеческой» точки зрения. Прежде всего, надо учесть, что фараон забрал Сару силой, чего он не имел права делать, даже будь она незамужней. А если бы он узнал, что она замужняя, то, не задумываясь, сделал бы ее вдовой, как ясно говорит Авраам. И Тора не опровергает его слова — значит, он был прав в своих опасениях. Поэтому наказание фараон на себя навлек сам. По отношению же к Саре, которую в любом случае забирали во дворец, соответственно, у Авраама было два варианта — заявить, что он ее муж, и тут же быть убитым, или поступить так, как он поступил. Мы получили такое воспитание, что, наверное, предпочли бы первый вариант, называя его «погибнуть с честью». Однако Авраам знал, что его жизнь дороже и ему, и Саре, чем глупая гордость, и предпочел выиграть время. Может быть, Всевышний и поможет. Что и случилось. Тора очень строго относится к сохранению человеческой жизни, и не разрешает отдавать ее просто так. Ведь сколько заповедей сможет выполнить человек в будущем, если поступится гордостью, но сохранит себе жизнь. Иногда это может выглядеть трусостью, но другими своими поступками Авраам уже неоднократно доказывал, что к нему это не относится.

Есть к тому же объяснения, из которых следует, что именно будучи замужней, женщина в Египте рисковала овдоветь в одночасье по прихоти фараона и попасть к нему в плен, а, будучи незамужней сестрой богатого и родовитого брата, она могла рассчитывать на более уважительное отношение к себе.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Не сочтите меня антисемитом…

Материалы по теме

Рав Реувен Пятигорский

Сара у фараона

Кто первый еврей? Кто первая еврейка?

Рав Бенцион Зильбер

В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...

Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать?

Рав Натан Агрес

Разве фараон после казней не отпустил бы народ, если бы ему сказали правду?

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.


Мидраш говорит, в будущем именно молитва Рахели за евреев будет принята Б-гом — в силу ее поступка: как Рахель пожалела свою сестру Лею и спасла ее от позора, позволив той выйти замуж за Яакова, так и Он пожалеет еврейский народ и спасет их из Изгнания. Читать дальше