Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий, кто проявляет милосердие, может рассчитывать на то, что и к нему будет проявлено милосердие, как сказано: «…и дал Он тебе способность проявлять милосердие, и смилостивился над тобой и размножил тебя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Опереди и убей?

Темы: Обида, Рав Бенцион Зильбер, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Шалом! уважаемый ребе, Скажите, как еврей должен реагировать на оскорбление в свой адрес и адрес своих близких? Если есть угроза жизни или здоровью, либо таковой нет? Заранее спасибо! Н., Россия

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Н.!

Вы спрашиваете сразу о многих ситуациях.

Как еврей должен реагировать на оскорбление в свой адрес? В Торе есть запрет «не обижайте один другого словом» (лё тону иш эт амито, Ваикра 25, 17). Т.е. Тора запретила обижать и оскорблять другого человека словами. Но книга Хинух пишет, что этот запрет не распространяется на ситуацию, когда другой первым начинает обижать и оскорблять. Человек может отвечать и реагировать на оскорбления в тот момент, когда его оскорбляют. Тора не обязала человека уподобиться камню, который не реагирует. Это рамки закона.

С другой стороны, Талмуд говорит: «О тех, кого оскорбляют, но они не оскорбляют [в ответ], слушают, как их позорят, но не отвечают… сказано в Писании: “…любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!” (Шофтим 5, 31)». Т.е. это мидат хасидут (Йома 23а) — уровень праведности; праведник, находящийся на ином уровне, чем обычные люди, делает больше, чем требует от него Закон.

Если действительно существует угроза жизни, то есть правило: человек может и должен защищаться. В еврействе нет принципа «непротивления злу насилием». Наоборот, Талмуд говорит: «Того, кто пришёл тебя убить, — опереди и убей». Об угрозе здоровью — неясно, о какой конкретно ситуации идёт речь.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Читайте: Смерть террористам?

Материалы по теме


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше