Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Велика милостыня! — она достигает Престола чести и славы, как сказано: «Милостыня и справедливость — основа престола Твоего» (Теилим 89; 15).»Орхот цадиким. Щедрость

Смерть террористам?

Темы: Ненависть, Реувен Куклин, Война, Грех, Радость, Террор

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые рабаним. У меня есть несколько вопросов. Может немного сумбурно, но все же…

Сейчас у нас на юге Война, и я прекрасно помню войну 2006 года. Ужасно жаль наших людей, жителей юга, по которым все время стреляют. Не менее жаль наших солдат, которые находятся один на один с врагом, но, с другой стороны, очень рада, что есть люди, которые ГОТОВЫ и РАДЫ защищать свою страну и ее жителей. Но у меня противоречивые чувства к мирным жителям палестины. Мне абсолютно не жаль их погибших жен и детей, а стоит узнать о ранении нашего солдата, и я заливаюсь слезами. Стыдно немного за это, но это именно так. Тем не менее, когда евреи перешли Красное море, а египтяне затонули и евреи на берегу пели шират-а-ям, Вс-вышний сказал: «Чему вы радуетесь, мои создания гибнут» То есть нужно скорбеть даже о врагах? Посоветуйте мне, как относится к этому всему, точнее, как попытаться относиться к этому правильно. Я приняла гиюр недавно, и мне еще многое непонятно.

Спасибо, с уважением, А.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая А.!

Действительно, мудрецы в трактате Сангедрин говорят о том, что, когда египтяне утонули, ангелы хотели воспеть хвалебную песнь Творцу. Но Он не согласился слушать хвалебную песнь ангелов. Сказал Б-г: «Творения рук Моих тонут в море, а вы поёте песнь?» (Стоит обратить внимание: мудрецы говорят не о песни, которую пели сыны Израиля, как Вы упомянули, а о песни, которую собирались петь ангелы). Как Вы пишете, и с полным основанием, отсюда можно сделать вывод, что когда погибают творения Всевышнего, радость неуместна, даже когда речь идёт о грешниках.

Однако, с другой стороны, говорит Талмуд в трактате Брахот, что царь Давид не сказал алелуйа («хвалите Господа»), пока не увидел падение грешников. Мудрецы имеют в виду слова царя Давида в книге Тэилим 104, 35, где в первый раз в книге Псалмов сказано Алелуйа, и это слово следует за упоминанием смерти грешников: «Да исчезнут грешники с земли, и нечестивые — да не будет их более! Благослови, душа моя, Господа! Алелуйа (хвалите Господа!)».

Отсюда можно сделать противоположный, на первый взгляд, вывод: радость уместна и законна, именно когда умирают грешники. И так сказал царь Шломо (Соломон) в книге Мишлей(11, 10): «…при погибели нечестивых — торжество».

Чтобы разрешить это «противоречие», обратимся к словам Торы(Шмот 23, 5): «Если увидишь осла врага (буквально: “ненавистника”) твоего лежащим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним». Талмуд в трактате Бава Меция(32б) говорит: из того, что сказано «врага твоего», можно сделать следующий вывод. Если еврей видит двух ослов, лежащих под ношей, причём один из них принадлежит его врагу, а другой — другу, помочь следует прежде именно врагу.

Талмуд в трактате Псахим(113 б) спрашивает: как может быть, что у еврея есть враг (ненавистник)? Ведь ненавидеть нельзя, как сказано: «Не враждуй (буквально: “не ненавидь”) на брата своего в сердце твоём…» (Ваикра 19, 17)? Отвечает Талмуд, что речь идёт о грешнике, которого можно ненавидеть.

Спрашивают авторы комментария Тосафот: если речь идёт о грешнике, то почему ему надо отдать предпочтение и развьючить его осла первым? Отвечают Тосафот1: ненавидеть грешника означает ненавидеть его грехи, его дурные дела; однако вовсе не имеется в виду ненависть к нему как к человеку. Поэтому ради того, чтобы ненависть к греху не переросла в ненависть к самому человеку, Тора велит нам прежде развьючить осла грешника. Это поможет нам «перенаправить» ненависть с грешника на грехи, которые он совершает.

Слова Тосафот помогут нам разрешить упомянутое «противоречие». Несомненно, когда грешники умирают, мы должны быть рады: меньше греха в мире, меньше нечисти. И так сказали мудрецы (трактат Сангедрин 72 а): «Смерть грешников — благо для них самих и благо для всего мира».

Но, с другой стороны, нам не следует забывать, что речь идёт о творениях Вс-вышнего. И о том, что сотворённые Им были уничтожены, мы должны, конечно же, сокрушаться. Лучше было бы, чтобы они раскаялись в своих грехах и встали на правильный путь. Лучше было бы, чтобы количество грехов уменьшилось благодаря их раскаянию, а не их уничтожению.

В трактате Брахот(9 б) говорится о грешных соседях рабби Меира. Рабби Меир хотел просить Всевышнего, чтобы они умерли, но его жена Брурия сказала: «Молись о том, чтобы они раскаялись в своих делах, а не об их смерти». Рабби Меир согласился с её словами.

И так сказано в книге Зоар(Ваера 105 б): «Запрещено человеку молиться о смерти грешников. Он должен молиться о том, чтобы они раскаялись в своих делах».

Поэтому, конечно же, Вы правы, радуясь, что наши враги, которые нам столько горечи причиняют, были убиты. Но всё же в глубине Вашего сердца эта радость должна быть неполна, мы должны помнить, что даже эти террористы — творение рук Б-га.

Читайте: Помолитесь за раненых солдат!

Материалы по теме


Этот уникальный устный жанр, возникший одновременно с хасидизмом и являющийся выразителем хасидского учения, адресован, в первую очередь, простым людям и учит простой и искренней вере, любви к Б-гу и любви к ближнему. При этом достоверность рассказов может быть различной: есть строго документальные истории с указаниями имен и географических подробностей, есть явно сочиненные, есть притчи, мемуары, анекдоты Читать дальше