Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если появится новый пророк, ему укажут на дверь?

Темы: Мудрецы, Тора и наука, Танах, Философия, Устная Тора, Письменная Тора

Отложить Отложено

Шалом! Интересует следующее. В наше время нет пророчества, и ТаНаХ уже давно сформировался. Но если допустить, что когда-нибудь появится пророк или мудрец, который сможет сказать что-то новое или глубже, серьёзнее раскрыть тот или иной смысл, то не будет ли ему просто силой авторитета «указано на дверь» («Кто ты такой, чтобы?..»)?

И не станет ли такой человек выступать как религиозный философ или светский учёный, без реализации на чисто религиозном поле, где всё уже занято (как, например, тот же Эйнштейн)? Вообще, допустимо ли какое-либо дополнение святых книг? А если нет, то почему? Не закрепощает ли это душу и разум?

И что будет, когда придёт Машиах? Откроются ли через него врата мудрости, не открывшиеся перед Моше? Большое спасибо. Илья

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Илья!

Спасибо за Ваш вопрос!

Действительно, надо разобраться. С одной стороны, мы знаем: Тора неизменна. По-другому и быть не может, ведь Тора должна оставаться Б-жественным учением. Если каждый встречный будет излагать свои мысли, утверждая, что это и есть Б-жественное откровение, понятно, к чему это приведет. В конце концов, каждый обзаведется своей собственной «торой», не имеющей никакого отношения к оригиналу.

Кстати, мы уже видели в истории немало примеров этому. Когда появляется некто и приносит миру «новый вариант» слова Б-жъего. Так возникали новые религии, так отделялись секты от классического иудаизма.

С другой стороны, раввины и мудрецы всех времен и до сего дня совершают открытия во всех областях Торы. И никто камни в них не кидает. Наоборот, их работы становятся неотъемлемой частью нашей Торы. В течение еврейской истории написано море рукописей, издано невероятное количество книг, статей, респонсов (ответов раввинов) и «чего только не». Галаха — Закон, Агада — притчи, истории, иносказания, Мусар — этика, Ашкафа — мировоззрение Торы, комментарии к Писанию, Хасидут, Каббала и т.д. Нет области Торы, в которой мудрецы не сказали бы своего слова.

Более того, новые открытия в Торе появляются каждый день без исключения. Сегодня каждый глава ешивы дает урок Торы, на котором должно прозвучать что-то новое, что до него никто не сказал. Иначе — какой же он рош-ешива?

Сотни учеников ешивы ждут с нетерпением «Шиур Клали» («общего урока»), чтобы «проглотить» очередной «хидуш» (новое прочтение, открытие) учителя. Конспектируют, обсуждают, спорят, доказывают и опровергают услышанное. Это и есть Тора, которой они дышат, Тора 21-го века. И, одновременно, это та неизменная Тора Всевышнего, которую Моше получил на Синае из Его уст.

Явное противоречие, не так ли? Как это возможно?

Ответ в том, что, даруя Тору, Всевышний не «запечатал» ее на веки вечные, но оставил возможность мудрецам каждого поколения дополнять и развивать учение. Суть Торы, ее основы всегда остаются неизменными, но это не исключает возможность появления нового. В этом — уникальность Устной Торы (в отличие от Танаха — Торы Письменной) Всевышнего. Она преобразуется и формируется вместе с еврейским народом.

Тора передается из поколения в поколение, через одну историческую эпохи в другую. Причем в каждый период она переживает особый этап своего пути, принимает иную форму, соответствующую данной эпохе. Подробнее об истории передачи Устной Торы можно прочитать в книге «От Синая до наших дней» рава М. Пантелята. Эту книгу, по моему скромному мнению, должен обязательно прочитать каждый, кто хочет получить правильное представление о Торе.

Тору можно сравнить с большим деревом. У дерева крепкие корни, широкий ствол, тяжелые ветви, определяющие его высоту, размах и форму кроны. Но есть и небольшие веточки, есть листья, цветы, плоды.

Можно взять черенок от дерева, срезать и посадить отдельно. Он пустит корни и станет новым самостоятельным деревом. Но когда на большом дереве появляется новый маленький листок, этот лист питается его соками и он — неотъемлемая часть дерева. Несмотря на то, что корням дерева много-много лет, а листику — только один день, они — единое целое.

Подобно дереву, Тора имеет неизменные корни и ствол — это Традиция, передаваемая мудрецами со времен Синайского откровения. Это то, что позже было записано в Мишне, Мидрашах и других ранних источниках иудаизма. Это — основа основ. Но есть в Торе и части, «выросшие» позже: Талмуд комментирует и поясняет Мишну, ришоним («первые», «ранние» комментаторы)[i] поясняют Талмуд, ахроним («последние» комментаторы)[ii] — раскрывают сказанное ришоним. Это — ветки, листья и цветы, которые придают особую красоту всему дереву.

Тут мы подходим вплотную к вопросу, где проходит граница между «нашим» и «чужим». Что считается открытием в Торе, а что — «кфира», искажение Традиции и шаг в сторону. Правило следующее: чтобы открытие было «засчитано», оно не должно противоречить словам мудрецов предыдущих поколений.

Этот постулат — не только дань уважения великим умам прошлого. Здесь заложено гораздо больше. Чтобы это понять, необходимо объяснить принцип «йеридат а-дорот» — снижение духовного уровня поколений.

В каждом поколении есть «большие люди» — те раввины, мудрецы Торы, которые достигли максимальных знаний и, соответственно, высшего авторитета среди изучающих слово Б-га. Интересно, что они все как один свидетельствуют о том, что знания и сила мысли их учителей (т.е. предыдущих, ушедших поколений мудрецов) были на порядок выше их собственных. До такой степени, что они просто чувствуют себя несостоятельными оспаривать сказанное учителями.

Так это сейчас, и так было всегда. Любой, кто прикоснулся к трудам иудаизма, видит, что мудрец Талмуда никогда не будет оспаривать сказанное в Мишне. Работы эпохи «ришоним» только комментируют Талмуд, но не спорят с ним. Шульхан Арух[iii] анализирует и объясняет труды ришоним, но никак не противоречит им и т.д.

Принцип «йеридат а-дорот» определяет четкие рамки постижения Торы. Невозможно написать новый Талмуд. Невозможно заменить труды Рамбама[iv], а-Гро[v] или Хазон Иша[vi]. Нет у нас никакой возможности оспаривать мысль гигантов прошлого. Как правило, нужны годы учебы, чтобы только научиться понимать их книги.

Из сказанного следует вывод: только тот, кто перенял у своих учителей аппарат постижения наших книг, проникся «духом» — принципами учебы — и отлично ориентируется во всей Устной Торе, может совершать открытия в ней. В обратном случае, то новое, что он излагает, — возможно, интересно, возможно, умно, но, к сожалению, к Б-жественной Торе отношения не имеет.

С уважением, Нохум Желязник


[i] Законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.

[ii] Мудрецы и комментаторы периода, начавшегося изгнанием евреев из Испании (конец 15 века) и продолжающегося по сей день.

[iii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.

[iv] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[v] Виленский Гаон (Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро, 5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.

[vi] Раби Авраам-Йешая бар-Шмарьяу-Йосеф Карелиц (Хазон Иш, 5639-5714 /1879-1953; Белоруссия — Литва — Эрец-Исраэль — Израиль) — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения.

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше