Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У Адама и Хавы была одна душа на двоих?

Темы: Аризаль, Зоар, Знакомства, Грехи, Душа, Авраам, Сара, Муж и Жена, Адам, Хава

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав! «…Как указывают знатоки Каббалы, душа Адама вновь пришла в мир в праотце Аврааме, а душа Хавы — в Саре» (Седер а-Дорот; Оцар ишей а-Танах, Адам)…

Как же мы читаем в комментариях, что после сотворения Адама в двух лицах, мужчиной и женщиной, Творец, благословен Он, навёл на Адама глубокий сон и разделил его на 2 половинки — Адама и Хаву? Но душа у них осталась общей?

В связи с этим вопрос. Если душа общая, то даже если бы Адам не отведал запретный плод, то всё равно бы понёс наказание? Душа, мысли и эмоции-то общие? И как могли они прийти в мир в Аврааме и Саре, если душа общая? Объясните, пожалуйста, и да благословит Вас Всевышний! Анатолий

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Анатолий!

Спасибо за интересные вопросы. У всех у них один корень — следует понять, что значит общая душа Адама и Хавы.

Начнем с того, что не только у Адама и Хавы и Авраама и Сары, но и у всех нас душа разделена на две половины — мужскую и женскую.

Посмотрим, что сказано об этом в книге Зоар[i] (к Лех Леха 85 б): «Посмотри, все души мира, которые являются плодами деяний Святого, благословен Он, — они все в тайне единства. Когда они спускаются в этот мир, все они разделяются на мужскую и женскую составляющие, и это мужчина и женщина, соединенные вместе».

Еще сказано в Зоаре (Ваикра 7 б), что мужчина без жены — это только половина тела. В других книгах объясняют, что и половина души.

Аризаль[ii] говорит («Шаар а-Гильгулим» — «Врата перевоплощений»), что когда душа человека впервые спускается в этот мир, то и душа его жены спускается вместе с ней. И тогда они с легкостью находят друг друга, женятся и живут душа в душу. Однако если человек приходит в этот мир второй (третий и т.д.) раз, то есть большая вероятность, что его вторая половина не придет вместе с ним, а останется в мире душ.

И тогда, когда он женится, у него в семейной жизни будет уже не всё так гладко. Или, даже если его вторая половина тоже приходит в этот мир вместе с ним, ему уже тяжелее ее отыскать из-за грехов предыдущего воплощения. Но это сейчас не наша тема. Я только хотел сказать, что общая душа — это нормальное явление, которое есть у всех у нас.

И хотя я не нашел в книгах подробного описания, в чем именно выражается это единство душ, мы всё-таки можем судить по своему опыту, что во всяком случае такое явление существует на каком-то более глубоком духовном уровне, чем Вы это описали в своем вопросе.

Из Вашего вопроса следует, что если идет речь об общей душе, то, значит, мысли и эмоции тоже должны быть общими. А это не так. Поясню на простом примере. Рассмотрим органы человека. Разумеется, они все объединены общей душой. При этом — ноги идут, одна рука держит сумку, другая — мобильный телефон. Рот разговаривает (то есть все органы речи — язык, горло, губы, зубы и нёбо — выполняют свою функцию), глаза смотрят на дорогу и т.д.

На первый взгляд, тут можно возразить, что физические действия — это еще не сама душа, а только ее проявления. Так вот, мысли и эмоции — то же самое! Так, книга Тания[iii] (ч. 1, гл. 4) называет физические действия, речь и мысли — тремя одеяниями души. Иными словами, ее проявлениями в этом материальном мире. Эмоции — нечто другое, но это тоже вид внешнего проявления души.

Видимо, это верно и в отношении душ мужчины и женщины, которые являются двумя частями одной души. Для наглядности их можно уподобить двум ногам одного человека. Интересно, что Маараль[iv] именно так и пишет. Приведу его слова в приблизительном переводе (Коментарии к трактату Санхедрин 22а): «Знай, что мужчина и женщина — они одно и они два. Поэтому они подобны шагам человека, поскольку две ноги человека — они две в разделении и они же единое (целое), ибо они — одно тело. Так же и мужчина и женщина — они двое в разделении и они же — единое (целое) в сущности».

Подытожим: каждая душа имеет две составляющие — мужскую и женскую. При этом их единство очень глубоко и поэтому — с трудом ощутимо. А разделение на двух разных человек, у каждого из которых свои мысли, чувства, заслуги и грехи — на разных уровнях — внешнее.

Кстати, я слышал несколько историй, которые свидетельствуют о глубокой духовной связи двух половинок одной души. Вкратце приведу одну, которую слышал совсем недавно. В одной семье жили-были два брата — оба учащиеся ешивы. Один серьезно учился, а другой — так себе. Во время пандемии тот, который учился слабо, вдруг взял себя в руки, начал усердно учиться и стал совсем другим человеком, превзойдя своего брата.

Когда позже он нашел себе невесту, выяснилось: когда началась пандемия и всех учеников ешив распустили по домам, учительница этой невесты посоветовала ученицам молиться за своих будущих женихов: чтобы они не сломались духовно из-за прекращения учебы. И вот эта девушка особенно серьезно отнеслась к словам учительницы, в результате чего ее будущий муж не только не упал, но и, наоборот, испытал духовный подъем. Вполне возможно, что молитва девушки оказалась такой сильной потому, что она молилась за свою вторую половину.

Кроме того известны истории о баалей тшува (людях, вернувшихся к вере), которые, найдя свою пару для создания семьи, узнали, что они примерно в одно и тоже время стали интересоваться иудаизмом.

С уважением, Менахем Эпель


[i] Сефер а-Зоар — «Книга Сияния», основополагающий труд Каббалы, тайного учения иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны Шимоном бар-Йохаем.

[ii] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

[iii] «Тания» — книга раби Шнеура-Залмана из Ляд, в которой содержится последовательное систематическое изложение доктрины ХАБАДа.

[iv] Раби Йеуда-Лива бар-Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272-5369 / ок. 1512-1609) — выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии.

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше