Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Может ли человек вести себя высокомерно, заносчиво, считать себя лучше другого человека?

Темы: Человек, Гордость, Скромность

Отложить Отложено

Шалом! Благодарю вас, что никогда не оставляете без ответа и за ваше терпение. У меня снова вопрос.

Человек — создание Творца. Он наделен душой, разумом. Но может ли человек вести себя высокомерно, заносчиво, считать себя лучше другого человека? Как должен вести себя человек по отношению к окружающим? Где грань между высокомерием, гордостью, самолюбием и вежливостью?

Как не быть человекоугодником, но сохранять свое достоинство? И как должен жить человек? Всё исследуя, задавая вопросы, пытаясь узнать — или просто, не мучая ум пытливостью? С благодарностью, Шула

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Шула!

Поначалу Ваш вопрос показался мне странным и не совсем понятным. Но прочитав его несколько раз, я, кажется, понял, что побудило Вас его задать. Вы, на мой взгляд, спрашиваете: «Совместимо ли соблюдение заповедей Торы с высокомерием и чванством, с чревоугодием и бескультурьем и другими не слишком красивыми проявлениями, которые иногда видятся в религиозных людях, которым “по рангу” вроде бы полагается быть примером для подражания?»

Скажу сразу. Уважение к окружающим, умеренность и скромность, опрятность и готовность помочь — непреложные требования Торы. Людей, которые ими пренебрегают, — с трудом можно назвать религиозными (если вообще их можно так назвать). Но откуда, скажете Вы, берутся негативные свойства у людей, которые, казалось бы, должны быть примером для других.

Ответ, мне кажется, лежит на поверхности. Печати праведности, штампа порядочности, гарантии телесной и духовной чистоплотности не выдают человеку при рождении. Он приобретает их по мере роста, проходя сложный и долгий путь еврейского воспитания в собственной семье. Если родители прилагают усилия, — а по Торе делать это они обязаны, — воспитывают детей не только по букве, но и в духе Торы, результат, мало-помалу, окажется очевидным.

Иногда родительского старания оказывается мало, но тогда, по мере взросления, эта ответственность ложится на самого человека. Если он и в самом деле связан с Торой, если он действительно старается жить по Законам Творца, согласно которым градус отношений между людьми имеет важнейшее значение, то и недостатки, о которых Вы пишете, должны быть для него очевидны. И пусть даже по природе своей человек обладает рядом негативных качеств, Тора даёт инструменты для их исправления.

В жизни, однако, зачастую всё выглядит гораздо сложней. Если говорить о ментальности, если говорить о культурных приоритетах, если говорить об устоявшихся представлениях, то наши привычки, наша шкала поведенческих ценностей не всегда будет такой же, как в религиозном еврейском обществе. Если мы не дадим себе труда внести в них коррективы, если не подставим в их устоявшиеся формулы еврейские константы, если продолжим применять привычные мерки, не приводя их в соответствие с еврейскими идеалами, мы рискуем почувствовать себя чужими в своей родной культурной и мировоззренческой среде.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


Широко известно высказывание наших мудрецов, что сон — одна шестидесятая часть смерти. Во время сна человек не контактирует с внешним миром. Талмуд говорит, что человек видит во сне то, о чём он думал наяву. Сны зачастую — это лишь отражение событий или впечатлений, пережитых человеком за день. С другой стороны, сказано про сон, что «сон содержит шестидесятую часть пророчества». Читать дальше