Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Сознание

Сознание — это особое состояние, свойственное только человеку. Люди, в отличие от животных, способны постигать свои мысли, чувства, желания — и выносить о них решения. Понимая, что сознание является экраном общения души в Вс-вышним, человек может через особое состояние сознания достичь высшей цели своего пребывания в этом мире. Наполняя наше сознание размышлениями о духовном и уменьшая влияние на нас материального, мы приближаемся к Творцу.

Кто обладает сознанием?

Оглавление

Словари определяют сознание как высшую функцию мозга, связанную со способностью объяснить мысли. Сознание заключается в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека за счёт рефлексии.

Главное отличие людей от других созданий состоит, по-видимому, в том, что, кроме человека, ни одно живое существо не обладает сознанием и не способно постичь свои мысли и чувства. Все, происходящее в разуме животных, предопределено их естеством. Их действия диктуются не свободной волей, а заложенными в них природными инстинктами, которые и заставляют их действовать определенным образом. Они ничего не знают о происходящем в глубине их души.

Не таков человек: каждое его побуждение и чувство, каждая мысль и намерение сразу же, в момент возникновения, отражается в своего рода «отдельном разуме», осмысливающем то, что в нем возникло и пробудилось, и порождает особое высшее знание. Человек обладает мышлением, способным осознать его мысли и желания, исследовать его замыслы и вынести о них решения. Это особое знание освещает всю его суть, властвует над всеми его деяниями и указывает путь, которым ему следует идти.

Человек, обладающий высшим знанием происходящего в его сознании, способен на правильную оценку уместности и целесообразности каждого поступка. Высшее знание управляет каждой склонностью, возникающей в людях.

И как только человек его постигает, в нем тут же пробуждается еще более высокое знание, осознающее предыдущее знание. Оно стоит над первым знанием, судит его и управляет им. Каждый последующий уровень знания управляет предыдущим и направляет его по своей воле, и так до бесконечности. В этом и состоит превосходство человека — «творения, обладающего даром речи» — над всем живым.

Уменьшение сознания [↑]

Первый человек Адам осознавал («видел») мир от «конца до конца». Люди последующих поколений (до Потопа) обладали колоссальным духовным потенциалом. В периоды двух катастроф космического духовного масштаба — Потоп и разрушение Вавилонской башни — изменился и порядок вещей в материальном мире: произошло резкое сокращение духовного потенциала. Так возник парадокс: мы стали меньше, но и сознание уменьшилось. И поэтому мы даже не можем уже представить себе — насколько мы стали меньше.

И если в прежних поколениях сознание человека было способно постичь Вс-вышнего, то в наше время, даже используя свое сознание на сто процентов, человек в состоянии постичь лишь проявления Вс-вышнего в нашем мире. Поэтому написано у Рамбама в Море Невухим: «Тора говорит на языке людей». Это означает, что Писание приспосабливает свои выражения к понятиям обыденного сознания большинства людей, вплоть до последних невежд. Поэтому Б-г описывается телесным: иначе нельзя дать представления о Его существовании. Ему приписывается движение, поскольку для обыденного сознания это необходимый атрибут совершенного существа — и так далее.

Сознание — экран общения души с Вс-вышним [↑]

Сознание напрямую связано с душой. Объясняет Рамхаль в своем труде «Исследователь и каббалист»: «Знай, что нешама человека сосредоточена в его мозге, ибо это мыслящая душа. Руах сосредоточен в сердце, и это “побуждающая” душа, а нефеш — это жизненная сила, которая распространяется по всем органам человека, оживляя их». Итак, причина разумного поведения человека — нешама.

Рамбам в Море Невухим говорит, что Вс-вышний наблюдает за человеком через те мысли, которые человек получает в своем сознании. Когда человек начинает задумываться о чем-то — это значит, что эта мысль послана человеку Вс-вышним с тем, чтобы он, используя ту свою часть души, что называется нешама, этой мыслью как-то распорядился: либо принял, либо игнорировал, либо углубил. Фактически, сознание есть инструмент или экран общения души с Вс-вышним.

Смятение сознания [↑]

Рав Мендель Лефин из Сатанова в книге Хешбон а-нефеш указывает на то, как важно сохранять сознание в покое. Он пишет, что все время, пока сознание человека пребывает в покое, его мыслящая душа воздействует на мозг, являясь для него источником света. Далее от мозга идут осознанные команды всем органам. В состоянии покоя люди сохраняют свободу выбора и успевают задуматься над тем, как привести в движение ту часть души, которую мы называем нефеш, или, наоборот, остановить происходящие в ней процессы.

Когда же сознание человека пребывает в смятении и во мраке, скованный ужасом, он теряет способность мыслить, и его нефеш перестает функционировать, как надо: или впадает в дремоту и лень, или над ней обретает власть злой дух.

Существуют люди с неустойчивым сознанием, и любое происшествие, выходящее за рамки привычного, смущает их разум: изменение обстановки, непривычное окружение, груз ответственности — и так далее. Таких людей рав Мендель определяет как «больных», которых необходимо лечить исправлением их духовных качеств и для обретения покоя души предписать им тринадцать основных принципов Мусара.

Заповеди и цели человека в этом мире [↑]

Заповеди, данные нам Торой, охватывают все сферы деятельности человека, — его мышление, речь и действия, — и связаны со всеми органами, мышцами, сосудами, нервными каналами человека.

Заповеди состоят из некоторых действий, которые должны быть совершены в материальном мире. Но кроме того, в заповедь входит также соответствующий настрой души, поддержание определенного состояния сознания — кавана. Правильное исполнение заповеди — будь то накладывание тфилин или посещение больного, — состоит из совершения необходимых действий в подходящем состоянии сознания. Алаха даже определяет «минимальное намерение», при котором заповедь все еще считается исполненной.

Минимальная кавана состоит в том, чтобы исполнять заповедь, осознавая в то же время, что вы делаете это потому, что так заповедал Б-г. Это совсем не просто: необходимое состояние сознания все время норовит ускользнуть, человеку постоянно приходится преодолевать тенденцию к автоматизму действий и утере каваны. Однако именно на этом пути есть шанс осознать такую тенденцию и развить способность пользоваться неоценимым даром Б-га — свободой воли.

Каждое событие жизни в своей глубине несет скрытый смысл, и этот смысл хорош, ведь он идет от Единого Источника. Поэтому при соответствующем настрое сознания (каване) человек способен проникнуть сквозь скорлупу поверхностного и раскрыть глубинное. Этот настрой, это состояние сознания вызывает истинную радость (симха). Вот как Раби Шнеур Залман из Ляд в Ликутей Амарим ч.1, гл.33 описывает этот процесс:

«Тогда он углубится мыслью и представит себе воображением, разумом и пониманием своим истинное единство Его, благословенного, как Он наполняет все миры, …и все перед Ним как совершенно несуществующее, Он абсолютно один наверху и внизу, так же как был Он один до шести дней Творения. […] И если человек будет много и глубоко размышлять об этом, сердце его возрадуется, и возликует душа его, […] ибо это — настоящая близость к Б-гу. И в этом — весь человек и цель его сотворения и сотворения всех миров, верхних и нижних, — быть жилищем Ему в нижних […]. И об этом сказано: “Верой своей будет жить” — именно будет жить, подобно воскресению из мертвых, оживет душа его этой великой радостью».

О сознании у детей [↑]

До возраста совершеннолетия сознание ребенка еще не полностью сформировано. По Алахе, он не может отвечать за свои действия.

Человек, как известно, сравнивается с деревом в поле. Как первые три года жизни дерева его плоды запрещены в пищу (орла), так и ребенок до трех лет не обязан выполнять предписывающие заповеди. Слово орла означает «закрытый», «закупоренный». То есть — сознание ребенка пока закрыто, не способно воспринимать что-либо так, как сознание взрослого человека.

Когда учат детей Торе, учитывая особенности их несформировавшегося сознания, избегают абстрактных понятий, потому что их сознание способно вместить лишь образы. Но когда человек взрослеет и его сознание развивается, он постепенно углубляет свое понимание Торы, отходя от своих детских представлений.

Чем мы заполняем сознание [↑]

Мы знаем, что, когда «яма пуста, нет там воды» (Берейшит 37:24), в ней заводятся змеи и скорпионы. Когда евреи забывают о живительных водах Торы, образовавшийся вакуум заполняют преступность, алкоголизм и разврат. В духовном мире не бывает вакуума. Как только где-либо возникает пустота — она сразу же чем-то заполняется. Это касается практически всех сфер человеческой жизни, и сознания — не в последнюю очередь. Если мы не хотим, чтобы в нашем сознании «водились змеи и скорпионы», надо постараться заполнить его позитивным содержанием, так чтобы не осталось «места» для того, что вредит нашей душе.

Часто наше сознание бывает слишком погружено в материальность. Тора ослабляет зависимость человека от материальных нужд, помогает превозмочь животную природу, делая главенствующим духовное начало. Тора очищает восприятие, углубляет мудрость. Пока в человеке сильно влияние материального, восприятие его искажено, сознание замутнено и всё видится, словно сквозь запыленное стекло. Тора же стирает эту пыль.

Когда мы подчиним наши желания, влечения, чувства нашему сознанию через соблюдение заповедей и изучение Высшей мудрости, данной людям, — Торы — только тогда реализуется высшее предназначение Человека, и этим он уподобится Вс-вышнему. Каждый еврей в потенциале может достичь этой цели, и в этом Иудаизм видит цель, которую через 613 заповедей каждый еврей может достигнуть, и таким образом различать между Добром и Злом

Выводить материалы