Из цикла «Даат тфила», темы: Страх, Сознание, Постижение, Богобоязненность, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Любовь к Б-гу
«Знай, что эта любовь, когда человек тянется к Творцу, она со своей стороны, безо всякой цели, только со стороны самой сущности человека. И есть разница между любовью и страхом. Потому что страх, когда человек боится царя, которого следует бояться, — он не со стороны самого человека, а любовь — со стороны самого человека. И доказательство этому: о любви написано: “Возлюби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим”, и ты видишь из этого, что любовь — со стороны человека, который тянется за любимым полностью. И не сказано, чтобы страшился Всевышнего всем сердцем. Но поскольку любовь со стороны человека, она больше принимаема им. А поскольку любовь больше принимаема человеком, она может быть всем сердцем и никак не может привести к разделению» (Маараль).
Любовь идет изнутри. Сказал Рамбам: «Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости — немедленно полюбит Его и будет восхвалять, и прославлять, и воспылает страстным желанием знать Его великое имя».
Рассудок в сердце человека, который составляет качество бина (самостоятельное понимание) и приводит к любви. И как уже объяснялось, бина имеет много общего со слушанием, с восприятием смысла. И стих Писания о единстве любви начинается так: Слушай, Израиль! В этом суть слов Маараля о том, что любовь идет «изнутри», в отличие от страха, который есть порождение видения внешней действительности, принуждающей к страху. Любовь есть порождение внутреннего размышления о смысле вещей. И силой осознания, которое помещает это размышление на сердце, пробуждается любовь.
В этом разница между страхом и любовью. Страх требует полного аннулирования себя по отношению к внешней для человека действительности, в то время как любовь — это сила, толкающая человека на добровольное желанное объединение с этой реальностью. Числовое значение слова «любовь» אהבה (13) равна числовому значению слова «единый» אחד.
«Нет любви в месте страха, и нет страха в месте любви, но лишь в качествах Всевышнего» (Сифри)
Удивительная вещь, над которой стоит поразмыслить: эти качества противоположны по самой своей сути. Но по отношению к Всевышнему они объединяются для совместного служения. В этом совершенство отношения создания к Творцу.
Объяснение этому, на нашем уровне, таково: выше мы говорили, что совершенство постижения разума — это соединение восприятий хохмы и бины. Это совершенство находится в силе осознания (даат), соединяющего эти постижения. Таков уровень совершенства Израиля у горы Синай: «видят звуки», как объясняет Нефеш аХаим в приведенной выше цитате. Отсюда мы приступаем к обсуждению нашего вопроса.
Совершенное отношение создания к Творцу таково: осознание (даат), соединяющее любовь и страх, порождения соответственно хохмы и бины, видения и слышания. Восприятие через осознание необходимым образом порождает такое отношение создания к Творцу: даат — желание приобщиться (любовь) вплотьдо аннулирования собственного существования (страх). Абсолютная любовь, порождающая желание отдать душу, — абсолютный трепет. И так при чтении первого стиха Шма мы должны иметь намерение пожертвовать собой при произнесении слова «один» — осознание абсолютного соединения требует осознания отделения от всякого самостоятельного существования тела и материи.
Мы размышляем и помещаем это знание на чувства сердца.
***
Вот слова Маараля на тему любви: «Любовь больше относится к Всевышнему, чем к любым другим субъектам. Во всякой любви, хотя любящие и привязаны друг к другу, у каждого из них есть самостоятельное существование. Но любовь к Всевышнему в том, что человек возвращает свой дух и душу к Нему совершенно, так что у человек как бы отрицает собственную реальность и тем самым полностью прилепляется к Нему. Как написано (Дварим 11): “Любить Г-спода, Б-га вашего, и прилепляться к Нему…” И в этом возможна абсолютная любовь… Как сказал раби Акива: “Все свои дни я сокрушался об этом стихе (о невозможности исполнить сказанное в нем): “И возлюби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим и всей душою своею”, а сейчас он приходит ко мне в руки, и я не выполню его?!” Ибо в этом абсолютная любовь — когда отдает душу Всевышнему, ибо тем самым прилепляется к Нему абсолютно. И это сама любовь». Предел любви — самопожертвование: самоотречение и самоустранение.
А вот что говорит Маараль по поводу богобоязненности: «Важнейшее в богобоязненности то, что она приходит в силу любви. Ибо тот, кто любит, старается исполнять волю любимого во всем, что возможно, дабы не было разобщения в этой любви. И из-за этого он также страшится нарушить его волю». Цель страха — поддержка существования любви.
Мы возвращаемся к словам Рамбама в Законах основ Торы: «Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости, немедленно полюбит Его и будет восхвалять, и прославлять, и воспылает страстным желанием знать Его великое имя. Как сказал Давид: “Жаждет душа моя Всесильного, Б-га живого” (Псалмы 42). И когда поразмыслит обо всём этом человек, тотчас же будет потрясен и убоится, зная, что сам он — ничтожное, низкое творение стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разум совершенен».
В месте знания Б-га любовь и страх находятся в гармонии и единстве.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?