Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Может ли кто положить себе огонь за пазуху — когда он следует негативным качествам, и его одежды — врожденные качества — не сгорят?

Одеяния и привычки

«Каким образом излечивают их? Излишне вспыльчивому говорят: Нужно себя приучить к тому, что даже если его бьют и проклинают, не стоит этого даже замечать. И должен он идти по этому пути долгое время, пока не искоренится вспыльчивость из его сердца. А если был он высокомерен, должен вести себя так, чтобы навлечь на себя позор: сидеть ниже всех, одеваться в позорные истрепанные лохмотья и тому подобное, пока не искоренится в нем высокомерие окончательно и не вернется он на срединный путь — путь добрый. А когда вернется он на срединный путь, будет идти по нему все дни жизни своей. Таким же способом исправит он все другие пороки: если отдалился он от одной крайности — должен он отдалить себя и от другой крайности и вести себя так длительный срок, пока не вернется на добрый путь, то есть на срединный путь в каждом качестве» (Рамбам).

Привыкание и хождение по данному пути длительное время влечет изменение качества. Это стоит объяснить.

«Я сняла свою рубашку, как я надену ее; я омыла ноги свои, как я запачкаю их» (Песнь Песней 5).

«Дело в том, что качества называются халатом учителей и одеждой. И качества подразделяются на два вида. Один вид — качества врожденные по природе. А второй — ставшие для него естественными вследствие привычки.

Об этом сказано (Притчи 6): “Может ли кто положить себе огонь за пазуху — когда он следует негативным качествам, и его одежды — врожденные качества — не сгорят? Может ли кто ходить по горящим углям — приучать себя следовать плохим качествам, не обжегши ног своих — качеств, ставших для него природой в силу привычки?” Как это возможно, ведь оба вида негативных качеств не дают человеку приобрести совершенство души?! Первый — это вожделения, и они с человеком даже когда он один, а остальные негативные качества — по отношению к другим людям. Об этом и сказано (Шабат 114): “Кто считается мудрецом, которому можно вернуть пропажу, если он узнает вещь (без необходимости спрашивать его об отличительных признаках пропажи)? Тот, кто щепетильно относится к своему халату и переворачивает его, когда нужно”. Имеется в виду, что, если перевернулось у него какое-то качество, он обязательно вернет его на место.

И также сказали: “Пачкай свои ноги перед мудрецами” — воздерживайся от наслаждений.

И это: ““Я сняла свою рубашку” — другими словами, положительные качества, “как я надену ее” — ведь когда человек учился и отошел от Торы, это тяжелее всего. И то же самое с качествами.

“Я омыла ноги свои” — всегда следовала за своими вожделениями, и как теперь “я запачкаю их” — буду пылиться в прахе ног мудрецов»?

В этих словах Виленского Гаона нам раскрывается глубина власти качества даат, цель законов знания, распространение даат до самых ног. Необходимо объяснить это подробнее.

Ноги

Нижняя часть структуры человека, наиболее отдаленная от его возвышенной сущности. «Ноги — посланники тела» (Зоар). Эта часть как бы находится вне тела, их суть — выход за сферу человека во внешний мир. Опасность греха, активное зло находится в ногах, поскольку они символизируют выход за границы святого внутреннего содержания человека во внешнюю среду. «Храни ноги свои, и не согрешишь» (Ялкут Коэлет).

Как мы объясняли выше, с глаз начинается открытие человека внешнему миру, греху: «И увидела женщина…» А окончание акта зла — в ногах. Так грешник «идет за своими глазами», и сказано: «не блуждайте (ногами) за глазами вашими».

Привычка

Повторение действия без жизненности и обновленной воли, как будто оно происходит само по себе, в отрыве от внутреннего желания человека. Общее для ноги и привычки (в Святом языке эти слова однокоренные) в том, что и нога есть орган, не обладающий жизненностью человеческого уровня: она наиболее материальна во всей структуре человека. И потому она отделена от основной формы его жизни («вне тела»). Максимальное совершенство человека — в том, чтобы и эта категория, ноги, была исправлена.

«Так сказал Давид: Не разрешай моим ногам идти, куда им хочется, но лишь к Твоей Торе весь день» (Мидраш Шохер Тов, Псалмы 119). И его молитва была принята: «Сказал Давид перед Всевышним: Каждый день я думал и говорил: я пойду туда-то и туда-то… но ноги сами вели меня в дома собрания и дома учения». Об этом и написано: «И обратил свои ноги к Твоим свидетельствам».

Такова молитва народа Израиля: «Приучи нас к Твоей Торе». Максимальное распространение святости человека, приобщенного к Торе, — до ног, до привычки. А пятка — наиболее низкая часть ноги, орган, практически лишенный ощущений и жизни.


В еврейские праздники (ивр. хагим, моадим) запрещен траур, предписывается устраивать праздничные трапезы (все праздники, кроме Йом Кипура) и радоваться. И каждый праздник в иудаизме имеет свой особый глубокий смысл, и особые, характерные только ему, заповеди и обычаи Читать дальше

Законы праздников

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Осенние праздники

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.