Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пусть народ, который Я создал Себе, расскажет о Моей славе»Йешаяу 43, 21

Теперь объясним суть понятий нефеш, руах и нешама 80.

Сейчас подробно объясним, почему мы выстроили все в трех ступенях. Знай, что нешама человека со-средоточена в его мозге, ибо это мыслящая душа. Руах сосредоточен в сердце, и это «побуждающая» душа, а нефеш — это жизненная сила, которая распространяет-ся по всем органам человека, оживляя их. Чтобы стало понятнее, я приведу тебе аллегорию. Пойми, что любое действие реализуется из потенциала именно по этим трем ступеням — нефеш, руах и нешама. Представим, например, отца, который обнимает и целует сына, неся ему благо в чистой доброте. Изначальное бытие света Хесед возникает в нешаме, которая в мозге, ибо именно там корень любви 81. Затем этот свет распространяется на сердце, на побуждающую силу, ибо там бытие любви раскрывается больше 82. А потом побуждающая сила распространяется по органам тела, и уже они совер-шают действия, проявляющие любовь, — объятия рук и поцелуи уст. Так как известно, что в этих телесных ор-ганах нет ни мудрости, ни понимания, которые могли бы совершить эти действия 83, мы вынуждены сказать, что источником действия служит скрытый корень. От этой приземленной аллегории мы должны подняться к нашей духовной теме. Теперь нам должны стать понят-ны три правых аспекта — три аспекта Хеседа на основе Нефеш — Руах — Нешама. Эти три аспекта нисходят до самого низа, от одного мира к другому, и всегда на основе Нефеш — Руах — Нешама. В конце концов, это достигает нашего, низменного и материального мира, в котором воплощены физические органы, приносящие скрытый в их корнях Хесед. В дальнейшем мы еще объясним смысл этого нисхождения, но в целом оно приводит любое действие к его конечной цели, к его реализации, то есть к тому, что Хесед, находящийся в корне всего, зримо присутствует в этом мире 84. Также и детали ашгахи суда объясняются этой аллегорией, если мы представим себе отца, который наказывает сына. Это тоже происходит с помощью трех аспектов, кото-рые доводят действие до органов, а корень — нешама, которая в мозге, мыслящая душа. И там нет никакого гнева, туда из простого разума приходит только осо-знание того, что сын нуждается в наказании. Затем это распространяется до сердца и там зарождается гнев. Завершается это все распространением в органы тела, ибо действие совершается с их помощью. И то же самое происходит в духовных основах, в трех левых аспектах, проявляющихся как Гвура посредством нисхождения. Но в корне, то есть на уровне Нешама, в качестве Бина нет никакого преобладания суда. Оно возникает только при достижении качества Гвура, на уровне Руах. Также средние качества, то есть качества Рахамим, объясня-ются аллегорией об отце, который проявляет заботу о сыне в этом, среднем качестве. И у всех этих трех аспектов, которые в целом мы называем качествами Хесед, Дин (суд) и Рахамим, единый корень — простой разум, приходящий от Б-жественности, силы разума и силы нешамы, посредством которой отслеживают-ся и управляются аспекты ашгахи. Мы уже говорили ранее, что аллегория не соответствует объясняемым понятиям в точности. В аллегории одна сила (эмоция) противоречит другой, а один разум возражает друго-му, а в системе, которую изучаем мы, все виды ашгахи постоянно находятся на своих местах и действуют непрерывно. Ибо все они необходимы для управления миром. Низменный мир не может принять ашгаху одного только простого Хеседа 85 или одного только суда, здесь все постоянно происходит в соединении и «все присутствует во всем», без жесткого разделения на отдельные аспекты, как мы приводили в примерах с пятью местами образования звуков из четырех основ, когда в каждом из этих мест все четыре основы присут-ствуют одинаково. Отличие их лишь в том, что каждый орган «назначен» Творцом быть основным в возникновении определенного ряда звуков: например, язык для букв «далет», «тет», «ламед», «нун», «тав» или губы для букв «бет», «вав», «мем», «пей». Так же и здесь 86: все качества действуют постоянно, ибо один разум не мешает другому 87, соответственно, у них может быть простое, полное единение во всех аспектах. Поэтому тот, кто отделяет одно из качеств ашгахи от всех десяти, отрицает основы веры. Об этом и сказано: «а злобный — отделяет князя», ибо такой человек уподобляет ашгаху Всевышнего поведению человека, то есть представляет себе действие одного, отдельного качества, а это большая ошибка и великая ересь. Ибо все детали ашгахи Всевышнего действуют всегда в полном единстве.


80 Нефеш, руах и нешама — три уровня души, в чем их различие, будет объяснено далее.

81 Именно корень, сам по себе недоступный и непостижимый никому извне, если не приведет к дальнейшим действиям.

82 То, что автор называет «побуждающей» силой, мы могли бы назвать чувством или эмоцией, ибо именно они толкают человека на конкретные действия. Очевидно, когда любовь проявляется на уровне чувств, это уже имеет свое отражение снаружи — на лице человека.

83 Очевидно, что для совершения разумных действий необходим разум.

84 Как в примере с отцом. Хотя истинное местонахождение его любви — это его разум (нешама), она не может считаться проявленной, пока не выразится в физическом действии. До тех пор этой любви вообще как будто нет, в силу ее глубокого сокрытия.

85 Например, в нашем мире, для того чтобы выжить, человек должен питаться, а для этого необходимо получать откуда-то еду. Это и есть образ проявления одного из аспектов Хеседа в нашем мире. Следует отметить, что чем дальше, тем большая детализация необходима нам для того, чтобы получить ту самую еду — проявление Хеседа Всевышнего. Раньше, имея земельный надел и зерно для посева, человек считал себя обеспеченным пропитанием; сегодня мы завязаны в глобальную сеть, включающую в себя тысячи элементов, и если хотя бы один из них вы-падет, миллионам людей будет грозить голодная смерть.

86 В аспектах или качествах провидения. Когда мы говорим, что некое событие в мире — это проявление качества Хесед или Нецах, это не зна-чит, что только это качество создает это событие. На самом деле везде и всегда принимают участие все десять аспектов, просто в каждом случае один из них является ведущим и дает свое «имя» всему действию.

87 Хохма не мешает Бине.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше