Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Теперь объясним суть понятий нефеш, руах и нешама 80.

Сейчас подробно объясним, почему мы выстроили все в трех ступенях. Знай, что нешама человека со-средоточена в его мозге, ибо это мыслящая душа. Руах сосредоточен в сердце, и это «побуждающая» душа, а нефеш — это жизненная сила, которая распространяет-ся по всем органам человека, оживляя их. Чтобы стало понятнее, я приведу тебе аллегорию. Пойми, что любое действие реализуется из потенциала именно по этим трем ступеням — нефеш, руах и нешама. Представим, например, отца, который обнимает и целует сына, неся ему благо в чистой доброте. Изначальное бытие света Хесед возникает в нешаме, которая в мозге, ибо именно там корень любви 81. Затем этот свет распространяется на сердце, на побуждающую силу, ибо там бытие любви раскрывается больше 82. А потом побуждающая сила распространяется по органам тела, и уже они совер-шают действия, проявляющие любовь, — объятия рук и поцелуи уст. Так как известно, что в этих телесных ор-ганах нет ни мудрости, ни понимания, которые могли бы совершить эти действия 83, мы вынуждены сказать, что источником действия служит скрытый корень. От этой приземленной аллегории мы должны подняться к нашей духовной теме. Теперь нам должны стать понят-ны три правых аспекта — три аспекта Хеседа на основе Нефеш — Руах — Нешама. Эти три аспекта нисходят до самого низа, от одного мира к другому, и всегда на основе Нефеш — Руах — Нешама. В конце концов, это достигает нашего, низменного и материального мира, в котором воплощены физические органы, приносящие скрытый в их корнях Хесед. В дальнейшем мы еще объясним смысл этого нисхождения, но в целом оно приводит любое действие к его конечной цели, к его реализации, то есть к тому, что Хесед, находящийся в корне всего, зримо присутствует в этом мире 84. Также и детали ашгахи суда объясняются этой аллегорией, если мы представим себе отца, который наказывает сына. Это тоже происходит с помощью трех аспектов, кото-рые доводят действие до органов, а корень — нешама, которая в мозге, мыслящая душа. И там нет никакого гнева, туда из простого разума приходит только осо-знание того, что сын нуждается в наказании. Затем это распространяется до сердца и там зарождается гнев. Завершается это все распространением в органы тела, ибо действие совершается с их помощью. И то же самое происходит в духовных основах, в трех левых аспектах, проявляющихся как Гвура посредством нисхождения. Но в корне, то есть на уровне Нешама, в качестве Бина нет никакого преобладания суда. Оно возникает только при достижении качества Гвура, на уровне Руах. Также средние качества, то есть качества Рахамим, объясня-ются аллегорией об отце, который проявляет заботу о сыне в этом, среднем качестве. И у всех этих трех аспектов, которые в целом мы называем качествами Хесед, Дин (суд) и Рахамим, единый корень — простой разум, приходящий от Б-жественности, силы разума и силы нешамы, посредством которой отслеживают-ся и управляются аспекты ашгахи. Мы уже говорили ранее, что аллегория не соответствует объясняемым понятиям в точности. В аллегории одна сила (эмоция) противоречит другой, а один разум возражает друго-му, а в системе, которую изучаем мы, все виды ашгахи постоянно находятся на своих местах и действуют непрерывно. Ибо все они необходимы для управления миром. Низменный мир не может принять ашгаху одного только простого Хеседа 85 или одного только суда, здесь все постоянно происходит в соединении и «все присутствует во всем», без жесткого разделения на отдельные аспекты, как мы приводили в примерах с пятью местами образования звуков из четырех основ, когда в каждом из этих мест все четыре основы присут-ствуют одинаково. Отличие их лишь в том, что каждый орган «назначен» Творцом быть основным в возникновении определенного ряда звуков: например, язык для букв «далет», «тет», «ламед», «нун», «тав» или губы для букв «бет», «вав», «мем», «пей». Так же и здесь 86: все качества действуют постоянно, ибо один разум не мешает другому 87, соответственно, у них может быть простое, полное единение во всех аспектах. Поэтому тот, кто отделяет одно из качеств ашгахи от всех десяти, отрицает основы веры. Об этом и сказано: «а злобный — отделяет князя», ибо такой человек уподобляет ашгаху Всевышнего поведению человека, то есть представляет себе действие одного, отдельного качества, а это большая ошибка и великая ересь. Ибо все детали ашгахи Всевышнего действуют всегда в полном единстве.


80 Нефеш, руах и нешама — три уровня души, в чем их различие, будет объяснено далее.

81 Именно корень, сам по себе недоступный и непостижимый никому извне, если не приведет к дальнейшим действиям.

82 То, что автор называет «побуждающей» силой, мы могли бы назвать чувством или эмоцией, ибо именно они толкают человека на конкретные действия. Очевидно, когда любовь проявляется на уровне чувств, это уже имеет свое отражение снаружи — на лице человека.

83 Очевидно, что для совершения разумных действий необходим разум.

84 Как в примере с отцом. Хотя истинное местонахождение его любви — это его разум (нешама), она не может считаться проявленной, пока не выразится в физическом действии. До тех пор этой любви вообще как будто нет, в силу ее глубокого сокрытия.

85 Например, в нашем мире, для того чтобы выжить, человек должен питаться, а для этого необходимо получать откуда-то еду. Это и есть образ проявления одного из аспектов Хеседа в нашем мире. Следует отметить, что чем дальше, тем большая детализация необходима нам для того, чтобы получить ту самую еду — проявление Хеседа Всевышнего. Раньше, имея земельный надел и зерно для посева, человек считал себя обеспеченным пропитанием; сегодня мы завязаны в глобальную сеть, включающую в себя тысячи элементов, и если хотя бы один из них вы-падет, миллионам людей будет грозить голодная смерть.

86 В аспектах или качествах провидения. Когда мы говорим, что некое событие в мире — это проявление качества Хесед или Нецах, это не зна-чит, что только это качество создает это событие. На самом деле везде и всегда принимают участие все десять аспектов, просто в каждом случае один из них является ведущим и дает свое «имя» всему действию.

87 Хохма не мешает Бине.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Царь Давид — легендарная фигура в еврейской истории. Кроме того, что он был царем и успешным воином, Давид много сил и энергии отдавал служению Всевышнему. Давид считается в еврейском народе величайшим праведником. Он сочинял восхваления — псалмы — в честь Б-га, он собрал книгу Теилим (Псалмов), многие из которых написаны самим Давидом. Именно Давид выкупил участок для постройки Храма и заложил его фундамент. Читать дальше

Царь Давид

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Давид. Поединок с Гольятом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Когда в пределы Израиля вторглось войско филистимлян, Давид вызвался сразиться с богатырем Гольятом. После этой победы Давид завоевал любовь всего народа.

Давид. Мудрец, псалмопевец и пророк

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Оставаясь в Иерусалиме, Давид судил народ и изучал Тору. На вершине власти он сумел сохранить скромность.

Как назвать ребенка?

Переводчик Виктория Ходосевич

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.