Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Акт молитвы — это жизненное переживание. Это переход в другую реальность, иную действительность жизни.

Если нет осознания — откуда молитва?

Мы возвращаемся к вопросу, заданному в начале данного эссе: почему всякого, у кого нет осознания, нельзя жалеть? И почему он лишен молитвы?

Тому, кто обладает способностью самостоятельного понимания, после всего, что было разъяснено в нашей книге о сущности молитвы, и в данном эссе — о достоинстве и ценности осознания, не нужно пространно отвечать на этот вопрос. Соотношение между осознанием и молитвой понятно. Человек, который из-за низменности и низкопробности своего духовного уровня исключил себя из понятия осознания, отдален от сути молитвы и отринут от пробуждения качества милосердия. Понятно, что мы говорим не только об отношении к персоне; сам акт молитвы требует концентрации: «Тот, кто не может сосредоточиться — пусть не молится».

Тем не менее, мы не преминем указать на точки соотношения между осознанием и всеми вопросами, освещенными в данной книге относительно сущности молитвы.

Вначале необходимо пояснить следующее. Молитва занимает особое место среди остальных заповедей, ввиду необычного характера ее исполнения. Это следует из самой ее сущности.

Акт молитвы — это жизненное переживание. Это переход в другую реальность, иную действительность жизни. Молитва сотрясает основы существования молящегося, и производит в нем изменения. Она пробуждает в нем дремлющие чувства и ощущения и взращивает в нем семена веры и упования. Молитва возвышает его, заставляет подняться над жизнью во времени, над материальной действительностью, и перемещает его в переживания внутреннего мира чистой души. Она отделяет его от материальных приобретений, нейтрализует уверенность в собственных силах и ставит его в положение недостающего, ничего не имеющего от себя, во всем зависящего от Творца. Она пробуждает в нем стремление к приобщению к высшим сферам, заставляет душу пылать желанием самопожертвования. Сила молитвы воздействует на всю структуру человека.

Еще один вопрос, который необходимо проанализировать: характер заповеди молитвы. «Мужи Великого Собрания установили для Израиля благословения и молитвы, освящение (кидуш) и разделение (авдала)» (Брахот 33). Как по мнению Рамбана, что здесь имеется в виду сама обязанность молитвы, так и по мнению Рамбама, что здесь идет речь о конкретном тексте молитвы и деталях ее законов, бросается в глаза тот факт, что большая часть молитв и благословений — это постановления мудрецов, которые «знали истину духом святости внутри себя». Это служит еще одним свидетельством сущностной связи между молитвой и качеством даат.

После такого предисловия легко понять, как даат соотносится с молитвой.

Даат — воля и страстное желание

В основе молитвы лежит воля, страстное желание человека прилепиться к Творцу. Эта жажда души есть стремление нижних миров быть близкими к своему Создателю. Просьба о близости Творца прорывается из всех отдаленных мест, в которых находится молящийся в разные отрезки своей жизни. Мощь этой страсти разрывает завесы природы и управления сокрытия Лица. Чистота желания человека возвыситься, возвысить все свои стремления и мысли и приблизить их к воле Творца. Преумножение упрашивания и стараний в молитве, глубина истечения души и проливания слез выражает плач «нижних вод».

Это желание окружает всю структуру человека. Жажда познания и молитва о знании Его путей — это близость к Творцу. Любовь, выражающаяся в своем пределе в наслаждении близостью Б-га в словах молитвы. Это наслаждение смешивается с возвышенным трепетом и предельной покорностью перед Царем.

Наибольшее выражение эта воля, «осознание святых», находит в самоотречении перед волей Творца, в самопожертвовании в этом жертвенном служении, в желании человека объединиться со своим корнем, волей Создателя. Все это содержится в мощи жизненной силы воли, которая является корнем сущности и основным свойством человеческой реальности.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.