Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Значение слова тфила (молитва) и ее суть

«Ибо имя выражает главное в объекте и его сущность» — (Маараль, Гур Арье, Берешит 9:23).

Эта часть — есть общее предисловие. В ней содержатся намеки на бо́льшую часть вопросов, которые будут объясняться в данной книге. Поэтому в дополнение к обсуждению основного содержания данной части мы будем указывать главы, в которых такие вопросы будут выясняться подробно.

Имя

«А земля была безвидна и пуста» — (Берешит 1:2). «…а эта материя, называемая эюли, на Святом языке называется тоху, и слово это происходит от выражения “передумывать (тохе) о прошлых своих (решениях)”. Поскольку, если человек пытается присвоить ей имя, он очень скоро передумывает и называет его по-другому, ибо она не облачилась в форму, чтобы пристало ей какое-либо имя. А форма, облачающаяся в эту материю, называется на Святом языке боху, и это — словосочетание, то есть бо ху (в нем он)». (Рамбан, Комментарий к Торе, Берешит 1:2).

«Имя указывает на сущность, имя — это определение объекта, указывающее на суть данного объекта» (Маараль, Гвурот аШем 26).

Всякий объект, по отношению к которому нет постижения имени, относится к категории тоху: это существование материи без формы. Имя указывает на его форму, другими словами — внутреннее содержание, определение и смысл данного объекта. Постижение имени — это понимание сущности.

«Откуда нам известно, что имя влечет (последствия)? Сказал раби Элазар: ибо сказано в Писании: “Идите, созерцайте творения Бога — какие производит Он опустошения (шамот) на земле”. Не читай шамот, а читай шемот (имена)». (Брахот 7). Имя уводит реальность от опустошения — от тоху. В Святом языке слова шем (имя) и шмама (запустение) — однокоренные, и это один из корней, обладающих противоположными значениями, сводящимися к одному.

Задача человека при назывании имен

«И образовал Г-сподь Б-г из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его» (Берешит 2:19). Суть данного служения заключалась в глубоком постижении содержания творения, смысла всех тварей. Человек должен был осмыслить суть творения, его корень и цель, и тем самым раскрыть волю Творца в каждом из сотворенных объектов. Тогда он сможет повести их к своему предначертанию: выполнению воли Творца, исправлению мира под властью Всевышнего.

«Сказал раби Элазар: Первый человек был ростом от земли до небосвода, как сказано: “От дня, когда сотворил Б-г человека на земле” (Хагига 12). Величие постижения его разума и пророчества, которые объяли все творение, — от начала его эманации и до конца его ступенчатого развития, до материального мира, — дало ему способность называть имена: определять сущность каждой твари и ,тем самым, отделять ее от другой. “Первый человек знал каждого ангела… и на что назначен каждый из них; и знал имена каждого из них, — ведь они назывались в соответствии со своей миссией” (Тикуней Зоар 57).»

«Сказал раби Йеуда, сказал Рав: Первый человек был от конца мира и до конца (мира), как сказано: “От дня, когда сотворил Б-г человека на земле, и от конца неба до конца неба” (Хагига 12).» Его постижение охватывало творение во все времена и поколения, со всеми сотворенными, живыми и неживыми, которые будут в нем. И именно оно помогло ему понять корни каждого создания и его предназначение и принципиальное отличие от других, то есть — его имя.

Понятно, что его постижение включало и духовный корень этих творений. Речь идет о буквах Святого языка, которыми были созданы небо, земля и все их воинство. Тем самым он мог составлять буквы в имена, которыми он назвал все создания в соответствии с корнем сущности каждого из них и его предназначением в творении. «…Мне кажется, что объяснение этого мидраша таково. Человек своей мудростью и разумом понял природу каждого животного, и дал каждому из них имя, подобное его природе и качеству, которое он узнал. А буквы, из которых он складывал их имена, соответствуют их природе и качествам, и имена эти были осознанные. Другими словами, Адам в своей мудрости познал природу льва, что он — сильнейшее животное, царь зверей, так что пророки даже уподобляли Всевышнего льву (“за Г-сподом пойдут они, как лев зарычит”), и вышло у него имя אריה (арье). Буквы, из которых состоит это слово, частично совпадают с буквами, из которых состоит Имя Всевышнего, а “лишняя” буква ר означает дух. Таким образом, само по себе слово אריה описывает его суть (рабейну Бехайе). Нечто подобное пишет и Виленский Гаон: “И как назовет человек всякую живую душу, так и имя его” — толкование таково: в соответствии с душой называл им имя, а не с их материей» (Адерет Элияу).

С этим и было связано достоинство человека и его величие, как сказано в мидраше: «В час, когда Всевышний собирался сотворить человека, посоветовался с ангелами служения. Сказал: сделаем человека. Сказали Ему: этот человек, какова его сущность? Сказал им: его мудрость больше вашей. Поставил перед ними животных, зверей и птиц, и сказал им: этот — как его имя? И не знали они. Провел их перед Адамом, сказал ему: этот — как его имя? Сказал: это бык, это осел, это лошадь, это верблюд. — А твое имя каково? Сказал Ему: мне подобает называться Адам, поскольку я сотворен из земли (адама)» (Берешит раба 17:4).

Возвышу его, ибо он знал Мое имя — Псалмы 91

Постижение Творца также связано с познанием Его имени. «Сказал ему: А Я — как Мое имя? Сказал Ему: Тебе подобает называться Г-сподь, поскольку Ты — господин всех Своих творений. Сказал рав Аха: “Я Г-сподь — это Мое имя” (Йешая 42) — это имя, которое дал Мне Первый человек» (Берешит рабараба 17:4).

Ведь сущность Творца невозможно постичь: «мысль никак не схватывает Его», и мы постигаем только Его раскрытие творениям и пути Его управления ими. Корень этих путей — это Его имена. В этом и заключается цель человека — понять глубину путей Всевышнего, идти по ним и прилепляться к ним, «стать для них колесницей». Это — особенность Израиля, таковы «знающие Твое имя».

Мы прояснили немного смысл понятия «имя», «наименование». Объяснив значения слова-наименования тфила (молитва), мы поймем его содержание и смыслы, и тем самым постигнем, насколько возможно для нас, волю Всевышнего в данном служении, в молитве.


Эту молитву читают стоя, не сходя с места и не отвлекаясь, с сознанием того, что молящийся предстает перед Вс-вышним — Царем царей. Амиду читают ежедневно три раза в день, и это приурочено ко времени выполнения служений в Иерусалимском Храме. Читать дальше

Молитва Шахарит. Молитва Шмоне Эсре

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).

Молитва Маарив. Молитва Амида, окончание молитвы

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Вечернюю молитву читают после выхода звезд. Она состоит из благословений до чтения «Шма Исраэль», после чего следует молитва «Амида».

Про дополнительные вставки в молитвы в «Десять дней Раскаяния»

Рав Ицхак Зильбер

В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить

Тайна восемнадцати благословений. Сосредоточение во время молитвы

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Кому-то может показаться, что просьбы направлены к всемогущему роботу, приводящему в мир землетрясения, автомобильные катастрофы, ураганы... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Кицур Шульхан Арух 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

О порядке дня и молитвы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Тайный смысл некоторых ежедневных обрядов, заповедей и молитв.

Продавец алмазов

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Молитва стала неотъемлемой частью нашей жизни . Выделяя для неё драгоценное время, мы вправе спросить: что же, в сущности, такое молитва, какой она должна быть, и как использовать её до конца? Что сказать о хозяйке, еженедельно пекущей халы, равнодушной к их качеству? Хозяйке, не стремящейся совершенствовать мастерство? Затратив столько сил, возлагая столько надежд, можно ли с безразличием отнестись к результату? Цель этой книги — понять: что происходит во время молитвы? Какие возможности открываются, что за трудности стоят на пути? Молитва — не ещё одна нагрузка (стирка, уборка, а теперь и молитва), но радость и удовольствие. Молитва приятна и сладка. Вкусив из этого плода, мы будем искать свободную минутку, чтобы отведать от него ещё. Мы ощутим неизбывную потребность постоянно окунаться в эти прохладные воды, чтобы, ощутив прилив новых сил, провести наш день, со всеми его трудностями, полными оптимизма и уверенности в успехе.

Врата молитвы 5. Стояние

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы»

Повторение молитвы

Таблица законов прерываний во время молитвы

Рав Йеуда Володин

Что делать, если опоздал на молитву или молишься медленно? Когда можно отвечать «амен» на молитву кантора и общины, а когда нельзя?

Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве?

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение шестое. Просьба о прощении

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"