Из цикла «Даат тфила», темы: Царь Давид, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Цари дома Давида тоже не должны сидеть во дворе Храма, а почему же сказано: “И воссел (вайешев) перед Г-сподом” (2 Шмуэль 18)? Упорядочил (йишев) себя в молитве».
Маараль объясняет, почему о праведника сказано, что они в Грядущем мире — сидят. Он говорит, что это указывает на их реальное совершенство, что они не двигаются к совершенству, поскольку уже совершенны.
Давид упорядочил себя в молитве: был совершенным в качестве «а я — молитва».
Поэтому во дворе Храма, «доме молитвы Моей», куда все евреи своими ногами и стоят там в молитвах, цари дома Давида — сидят.
«Для второй части ночи не установили обязательной молитвы, чтобы не утруждать общество. Эту молитву (Тикун хацот) оставили для благочестивых людей, встающих в полночь и взывающих к Б-гу, каждый — согласно своему пониманию. И даже вечерняя молитва (сперва) была добровольной, но (потом) ее сделали обязательной (Риф, Брахот гл. 4); тем более полуночная молитва.
Три молитвы (утреннюю, дневную и вечернюю) установили праотцы (Брахот 26б), и, как таковые, они обязательны для каждого еврея. Но молитву второй половины ночи принял на себя добровольно царь Давид, как написано (Теилим 119:62): “Встаю в полночь, чтобы благодарить Тебя”. Вместе с праотцами, Давид завершает исправление Израиля, как мы упомянули выше. Но молитва, которую он установил, не была возложена на весь Израиль, а только на благочестивых из них, поскольку его уровень был несколько ниже уровня праотцев» (Путь Творца ч.4, гл. 6). Молитва Давида — это завершение и обобщение молитв праотцев. Как объясняет там же Рамхаль: «Необходимо знать, что все существующие виды воздействий и их частности объединены в три категории Высшего воздействия. … Эти три категории соответствуют трем первым эпитетам (Б-га в молитве): “Великий, Могучий и Страшный”. Должным образом эти категории привлекают заслуги трех праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова. А привлечение цельности, проистекающей от соединения этих трех категорий, происходит в заслугу царя Давида, который как бы соединяется с праотцами и завершает исправление Израиля».
Праотцы являли собой колесницу для этих трех архетипов качеств управления, через которые Творец проявляется в мироздании. Каждый из них удостоился привлечь воздействие этих управлений в мир, каждый по своему качеству. Качество Давида — это объединение всех меняющихся реальностей и сил в мире. Единство, которое восполняет их всех таким образом, что в мире раскрывается слава царства Творца. Единство, которое окружает их и венчает их для цели раскрытия единства Всевышнего на земле.
Всесильный обещает Давиду: «И сделаю тебе имя, как имя великих». Это означает, что так же как говорят в молитве «Благословен Ты, Г-сподь, щит Авраама», говорят и «щит Давида». «Великие» здесь — это Авраам, Ицхак и Яаков. Давид удостоился стать «четвертым колесом колесницы». «Подъемлет из праха бедного, из грязи возвышает нищего, чтобы посадить с великодушными» (Молитва Ханы, Шмуэль 1). Здесь речь идет о Давиде, поскольку праотцы называются «великодушными» (недивим), и они были колесами колесницы, и Всевышний создал четвертое колесо, как известно (Виленский Гаон).
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Что мешает нам становиться праведниками? Тяга к сиюминутным развлечениям.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Разница между путями праведника и грешника. Дурное начало завлекает, начиная с малого.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Поколение, которое стояло на горе Синай, достигло невиданных духовных высот. Почему же Творцу потребовалось поднимать над ними гору?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Элиягу Элиэзер Деслер,
из цикла «Эссе о благодеянии»
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тот, кто дает или одалживает евреям деньги под проценты или является посредником, свидетелем или гарантом в подобных сделках, что во многих случаях является запретом Торы, кроме этого нарушает также запрет «Не ставь препятствия перед слепым».