Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как прилепили Иудаизм к Каббале?

Темы: Материя, Каббала, Заповеди, Изучение Торы, Ашер Кушнир, Кавана

Отложить Отложено

Является ли каббала продуктом иудаизма, или наоборот — иудаизм является продуктом каббалы?

Углублюсь в вопрос, чтобы не тратить Ваше время на ответ вхолостую. Является ли каббала углубленным, внутреннем объяснением Торы и иудаизма или иудаизм есть результат непонимания Каббалы, обучающей духовным законам Божественного Мироздания, религия — результатом неощущения духовной связи творения с Богом; и Тора в иудаизме воспринимается как руководство к маасим товим в рамках людских тел, предписаниям к действию в рамках материального мира, а олам а-ба — это загробный мир? И что тогда за понятие «жизнь», «реальность» и персональное «я» человека.

Прошу ответить, если можете. Если считаете ответ не нужным — я Вас тоже пойму, так как заранее специально перечислил только эти вопросы, без связи с традицией, к которой я испытываю особое уважение, как к национальной сокровищнице. Но такое отношение к своей традиции присуще всем народам: ирландцам, грузинам, арабам, индусам, русским, зулу — всем.

К сожалению это никого не выводит на уровень исправления взаимоотношений с Творцом. Нет Бога на Земле. Ни у кого. Как видим, и у придерживающихся традиций евреев — та же проблема: пытаемся умолить Бога измениться и открыться нам… Каббала же, как мне видится, помогает осознать Замысел Творца и дает инструменты для исправления человека. Еще раз прошу прощения, что потревожил или оскорбил «эпикорсотичными» вопросами, но может уберег Вас от ответа, который не отражал бы сути вопроса. Надеюсь на четкий ответ по пунктам, как я и спросил. Ну а нет — так нет. В любом случае, заранее благодарен.

Отвечает рав Ашер Кушнир

Ваше послание состоит из нескольких вопросов и утверждений. Позвольте на утверждения — не отвечать, на разбор вопросов, что есть «жизнь» и персональное «я» человека — книги не хватит, а на остальные вопросы попробую коротко ответить.

Но прежде замечу, что Ваши вопросы очень важны и не стоит за них извиняться. У евреев любой вопрос легитимен, если только содержит в себе хоть какой-то здравый смысл, с одной стороны, и продиктован искренним желанием понять и разобраться, с другой.

Так вот, в процессе поиска здравого смысла вспомнился интересный случай, когда однажды родственник моей жены, мальчик 10 лет, выросший в Израиле, увидев початок кукурузы, долго с удивлением смотрел на него, пока не спросил: «А как им удалось так точно приклеить зёрна…?». Как Вы понимаете, в его жизни ему пришлось вначале увидеть сваренные, готовые кукурузные зёрна в банке и только после этого — как она растёт в природе…

Так и в нашем случае. Когда первое знакомство с Иудаизмом — из готовой полуфабрикатной банки, то есть, через сваренные уроки по Каббализму, то Ваш вопрос действительно приобретает смысл: а как прилепили Иудаизм к Каббале?

1. Вы спрашиваете «является ли каббала продуктом иудаизма, или, наоборот, — иудаизм является продуктом каббалы…»?

Ни то и ни другое! Вопрос, что первично, Тора или Каббала, подобен вопросу: а что первично, природа или законы природы?

Проясним это, разобрав Ваш другой вопрос — что есть реальность?

Учёные обратили внимание на удивительный парадокс. Реальность этого мира невозможно однозначно понять. Ведь в зависимости от способа рассмотрения полностью меняется и понимание. Как смотреть на мир? Через призму явлений социальных или молекулярных? Истинная картина мира находится в биологии, физике или в химии? Природа — это океаны, горы и равнины или законы природы? Человек — это живой организм или совокупность молекул, его мысли или его чувства? Мы видим, что реальность мира неимоверно сложна и параллельно содержит множество не связанных друг с другом пластов понимания. Противоречит ли одно другому? Порождает ли одно другое? Очевидно, что нет, а, наоборот, — дополняя друг друга, составляют одно единое целое понимания. То есть истинная реальность это совокупность всех её составных частей, неразрывно связанных в одно единое целое.

Но что порождает такую реальность? Согласно Торе материальный мир есть следствие мира духовного, поэтому именно там следует искать объяснение многослойной сложности нашей реальности.

Тора — это план мира, охватывающий всю реальность, в первую очередь, духовную. Поэтому она соответственно содержит в себе всё множество пластов понимания, от внешнего, которое можно найти в комментариях Мудрецов, в Талмуде и Халахе, и до понимания скрытого, внутреннего. Эта часть известна как Каббала.

Поэтому так же, как в уже сотворённой реальности, как в природе, невозможно отделить один её пласт от другого и одно не является следствием другого, а понимается только в единстве, так невозможно понять один уровень Торы без другого и одно не является следствием другого, и истинное понимание Торы содержится только в её единстве.

2. Обратимся к Вашему следующему вопросу. Получается что «религия — результат неощущения духовной связи творения с Богом; и Тора в иудаизме воспринимается как руководство к маасим товим (хорошим деяниям) в рамках людских тел, предписание к действию в рамках материального мира?». Это типичный вопрос новой волны каббализма, который задают в более явной форме так: каббала говорит о духовной структуре мира и исключительной духовности мицвот, а вы придумали грубую материализацию высокой духовности — религию. Ведь смысл мицвы только в духовном действии, а кто понимает её как телесное действие — занимается идолопоклонством и овеществлением Торы!!!

Как до этого абсурда можно дойти, оставим на совести Ваших «учителей». Это не Ваша вина. И не было бы смысла давать на это ответ, если бы не реальная опасность душевному здоровью «учеников» от такого «учения». Поэтому, не обольщаясь большими надеждами на «спасение», попробуем разобраться в этом поглубже. И хотя у нас не принято давать ответы языком Каббалы, придётся сделать исключение и объяснить общую идею смысла мицвы. По-видимому, именно такой ответ может удовлетворить Вас. Заранее прошу прощения за крайнюю краткость, стиль намёков и использование непереводимых терминов. Надеюсь, что Вы знакомы с основами.

Цель существования Человека — исправление Мира, Зивуг ЗА и Нуквэ. Состояние Мира, которое привело к потребности исправления, называется швират хакелим. Смысл этого в отделении Орот от Келим и падении Келим в миры БИА. Орот Эйн Соф поднялись вверх, но в Келим осталось часть Орот, подобие Решимо. Этот Ор называется Ницоцот, и цель его — сохранить разбитые Келим от полного падения. Сами же Келим, упав в миры БИА, «оделись» в одну из составляющих сил Ситра Ахра — Клипат Нога, где Добро и Зло находятся в перемешанном состоянии. И хотя Клипат Нога существует и в более высоких мирах, основное место проявления — в Малхут Олам ХаАсиа, то есть в нашем материальном мире.

Задача Человека — вернуть Мир в прежнее состояние, поэтому основное его предназначение — Берур, высвобождение Ницоцот из Клипат Нога, то есть отделение Добра от Зла в нашем Мире. Это суть исправления разбитых Сфирот. Берур достигается посредством исполнения Мицвот.

Значение слова мицва мы учим из слова цевет. В современном иврите — состав, команда. Смысл его — быть вместе, единение. Мицва соединяет Человека и Творца.

Суть мицвы — выделение Искр Света из Тьмы, то есть Берур Ницоцот из Келим швурим, «одетых» в Клипат Нога, и их присоединение к Орот Эльйоним; тем самым совершается желанный Зивуг. Чтобы Берур был полным, он должен происходить и в деянии, и в речи, и в мысли. Для этого соответственно необходимы хэфец — предмет мицвы, браха — благословение, кавана — духовное намерение и хаахала — действие, соединяющее всё вместе. Когда человек налагает тфилин, ест мацу, зажигает ханукальные свечи и т.д., при этом всё исполняет по всем правилам Халахи и с духовным (каббалистическим) намерением, то тем самым он производит Берур на всех уровнях.

И даже если выполнено только механическое действие с намерением выполнить мицву, но без каббалистического намерения, уже достигается низкое исправление. Но… нет никакой возможности иметь духовное намерение мицвы без предмета мицвы, без действия! Чтобы духовное намерение подняло искры духовности, находящейся в материальном предмете, необходим сам предмет! А если его нет, то бессмысленно и намерение.

Чтобы исполнить мицву, необходима хаахала, то есть намерение и/или благословение, «одетое» на какое-то действие. К примеру, когда мы говорим благословение ХаМоци на хлеб, надо на него посмотреть, взять десятью пальцами и т. д. И каждое из деяний имеет намерение. Действие взгляда двух глаз — Нецах и Ход, действие десяти пальцев — соответствует десяти сфирот и т.д. Очевидно, что чтобы иметь эти намерения, необходим сам хлеб, надо знать точно, что с ним делать, какое благословение произнести и т.д. Поэтому Тора так подробно описывает телесные действия исполнения мицвот. Ведь только точность их соблюдения позволяет «надеть» соответствующее намерение.

Получается, что исполнение мицвы имеет смысл только тут, во тьме материального мира, требующего исправления!

Мудрецы Каббалы уделили много внимания разбору каббалистических намерений мицвы, но никто из них, подчёркиваю — никто, никогда, и не было в этом разногласий или сомнений, — не имел в виду, что подразумеваются одни духовные намерения мицвы без исполнения самой мицвы или произнесение Шемот, Орот и Келим без исполнения мицвот!!!

Чисто духовная практика, пренебрежение телесным или его подавление свойственно религиям Востока, идеалу Христианства и многим доморощенным учениям современности, но вовсе не еврейскому пониманию мира.

Мы должны научиться жить в этом мире, а не убегать от него. Для этого он и сотворён. И прожить по-еврейски надо так, чтобы со дна материальности этого мира ощущать постоянную духовную связь с Б-гом!

Читайте :

Статьи по каббале

Материалы по теме


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше