Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Необходимость делать ограду для Торы

«Не хотел Адам сказать Хаве так, как сказал ему Всевышний (запрещено есть плод, но не запрещено трогать его), но так сказал ей (что нельзя трогать) и сделал ограду для своих слов бо́льшую, чем сказал ему Всевышний… Потому что хотел хранить себя и Хаву от дерева, даже от прикосновения к нему» (Авот дераби Натан).

Ограда относится к качеству осознания (даат)

«И делайте ограду для Торы» (Пиркей Авот 1:1). «Эта область не связана со способностями к постижению или к рассуждению, а лишь с тем, что у человека не хватает знаний. И если ради такого человека не выстроить “ограду для Торы”, он будет (по незнанию) совершать преступления. Для них сказано: И делайте ограду для Торы. Все это относится к человеку из-за того, что он обладает телом, и его разум находится в теле. И если не сделать ограду для заповедей Торы, он придет к нарушению Торы» (Маараль).

Установление ограды для Торы соответствует качеству даат

«Все это относится к человеку из-за того, что он обладает телом». И поэтому в нем может быть смешение добра и зла, «сознание зла». Поскольку человек обладает телом, в месте соединения души и тела может войти в него зло, отделить его от связи с душой, подмешать зло в саму его структуру. Поэтому необходима ограда, чтобы оградить его от привнесения зла снаружи, чтобы поддерживать правильную связь разума и эмоций. Здесь, в вопросе ограды, и случилось испытание Адама — вхождение в него зла от змея.

«Проламывающего ограду укусит змея» (Коэлет 10)

«Всякий, кто нарушает слова Мудрецов, повинен смерти» (Брахот 4). «Ибо установления наших учителей называются “оградой для Торы”. Они отделяют человека от греха… и когда он грешит и устраняет ограду, происходит уничтожение формы и восполнения… ибо охрана есть восполнение заповеди. И потому приходит на него тоже исчезновение и смерть, поскольку он уничтожает форму и восполнение… Ибо посредством ограды мудрецов осуществляется различие между вещами… и это считается формой вещи. А поскольку всякая форма есть различие между вещами, то, убирая различие, человек аннулирует форму» (Маараль).

Следует поразмыслить над этими словами. Ведь какое восполнение можно добавить к заповедям Творца?! Разве им чего-то недостает без ограды Мудрецов?

Заповеди — соединение неба и земли

Но дело вот в чем. Заповеди сами по себе, несомненно, совершенны. Недостаток же находится в человеке, в его соединении с системой заповедей.

Выше мы говорили о том, что суть заповедей — в соединении высших и нижних миров, неба и земли, духовного и материального. Они соответствуют человеку, сущность которого также в этом соединении.

Цель руководства Торы — это заповеди. Они относятся ко всему материальному миру в пространстве и времени. Они объемлют всю жизнь человека от рождения до смерти. Они задуманы для присоединения к человеку, к самой его жизни в этом материальном мире. Они соединяют всю структуру человека с волей Творца.

Ограда есть инструмент, помогающий человеку прилепиться к заповедям Торы

«Когда установил Шломо (царь Соломон) эрув и омовение рук, вышел голос с Неба и сказал: “Сын Мой, если мудро твое сердце — возвеселится и Мое сердце тоже”… Вначале Торы была подобна сосуду без ручек, пока не пришел Шломо и не сделал ей ручки» (Эрувин 21).

Ограда — это ручка. Она делает сосуд совершенным, но не со стороны самого себя, а со стороны его использования человеком. Ручка — это восполнение в отношении соединения сосуда с человеком. Такова и суть ограды для Торы. Человек, обладая телом, нуждается в ограде, чтобы иметь возможность присоединиться к Торе.


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»