Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака и милость, которую делают евреи, порождают добрых ангелов, которые защищают наш народ на небесах.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а

Ханука все ближе!

23 ноября 2009, 03:14

Отложить Отложено

Следующий материал — не столько пособие для учебы, сколько просто заметка. Что называется, вдруг вам пригодится.

КОГДА ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?

Вопрос относится к событиям Хануки.

Когда произошло еврейское восстание под руководством Макабим (Макавеев, или, если хотите, Хашмонеев)? Еще конкретнее: в каком году евреи освободили Иерусалим и приступили к очищению Храма?

Короче говоря, какова дата события, известного нам как чудо с Менорой?

Разные серьезные книги предлагают разные даты. Вот только некоторые из них:

— «Еврейская энциклопедия» Брокгауза и Эфрона, том Х, статья «Маккавеи». Дата начала восстания: 168 год до н.э. Чудо с Менорой: осень 165 года до н.э.

— «Краткая еврейская энциклопедия», том 5, статья «Маттитьяху»[1]. Дата начала восстания: 167 год до н.э.

— Мартин Гилберт, «Атлас по истории еврейского народа», серия «Библиотека — Алия». Дата начала восстания: 165 год до н.э.

— «Общая еврейская энциклопедия» («Аэнциклопэдиа Аисраэлит Аклалит»), на иврите, том 2, стр. 106, статья «Ханука». Освящение Храма: 164 год до н.э.

[2]

— Боро Харенберг, «Хроника человечества». Большой иллюстрированный том; в странах СНГ эта книга продается, кажется, повсеместно. Стр. 152. Сроки восстания: 167—163 гг.

— Справочник «Краткая книга “Чреда поколений”» («Седер Адорот Акацар»), составитель Бенизари Шломо. На иврите. Книга опирается на еврейскую традицию. Стр. 25. Дата чуда в Храме:25 кислева 3622 года еврейского летосчисления. В пересчете на принятую систему: конец того года, который теперь принято обозначать как 140‑й до нашей эры[3]. Расхождение с данными из других книг, что называется, налицо.

Дат для одного события много. Но мы, евреи, предпочитаем опираться на собственную традицию[4]. Т.е. у еврейского народа принято доверительно относиться к дате — 3622 год.

Тем более что на нее есть указание в молитве, которую мы читаем в дни Хануки.

Что за молитва? Она вставляется в основную молитву дня, «Шмонэ-Эсрэ», и в т.н. застольную молитву, «Биркат-Амазон»:

«В дни Матитьяу, сына Йоханана, первосвященника, (по прозвищу) Хашмонай, и (в дни) его сыновей — когда поднялось злодейское Греческое царство на Твой народ Израиль, (желающее), чтобы они (евреи) оставили Твою Тору… и т.д.»

Если подсчитать гиматрию (сумму числовых значений букв[5]) начала фразы, то получим 1174. Ровно столько лет прошло от Исхода (совершенного евреями во времена Моше) до Хануки.

Почему надо считать от Исхода? Да потому что все события, о которых говорится в Торе, сама Тора упоминает с указанием числа лет, прошедших от Исхода.

Известно, что, согласно традиции, Исход из Египта был совершен весной 2448 года. Прибавляем 1174 — получаем 3622.

Эта дата и записана в еврейских книгах. Причем, заметьте, что сведения о гиматрии указанного отрывка, с которыми мы только что познакомились, «открыты» только в наше время, и авторам тех книг, а также мудрецам, составившим саму молитву, известны, скорее всего, не были[6].

--------------

[1] Инициатора и руководителя восстания звали Матитьяу. (В православной славянской традиции — Маттатия, в просторечье — Матвей.) Родом из местечка Модиин. Одно время был первосвященником в Храме. Все последующие вожди восстания — его сыновья.

[2] Та же дата в энциклопедии «Британика для молодежи» («Британика Ланоар»), на иврите. Том «заин», стр. 112.

[3] Сейчас у нас 5770 год. Начался он осенью. Вычитаем 3622. Получаем, что искомое событие произошло ровно 2148 лет назад. Из этих 2148 лет 2009 целиком пришлись на т.н. нашу эру. Остаток — 139 — попал в период «до нашей эры». Т.е. зимой, сразу после первой Хануки, до начала «нашей эры» оставалось 139 лет. А значит, сама Ханука пришлась на конец 140 года до н.э. Точная арифметика!

[4] В принципе, здесь можно было бы провести очень интересное обсуждение в группе на такую тему: скажите, пожалуйста, как, по вашему мнению, современные нам историки устанавливают даты исторических событий отдаленного прошлого? На что они опираются? Ведь не могло же оказаться в древних документах, скажем, в какой-то летописи, такой, например, записи: «И произошло это прошлым летом, на второй год после прихода к власти в Афинах мужа Перикла, в 458 году до грядущего рождения некого еврея, ставшего зачинателем новой религии». Указать год правления местного царя летописцы могли, но скажите — как увязать сроки правления разных царей и династий между собой, если ни один народ древности, даже если он вел записи своих событий, до нас «живьем» не дошел? В то же время, отметьте, пожалуйста, как известный факт, что евреи не прерывали своего летосчисления.

[5] Алеф — 1, бет — 2 и т.д.

[6] Заподозрить авторов молитвы в том, что они изначально задумали составить ее таким образом, чтобы гиматрия оказалась равной 1174, трудно. Ибо можно задумать, но как выполнить? Поверьте — немыслимая задача. Что касается случайности, то пусть известные вам математики хотя бы приблизительно оценят ее вероятность. Вещь более чем невозможная.

Теги: Праздники