Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему в Торе говорится о «возмездии и воздаянии», а в реальности таких примеров не видно?

Темы: Запреты, Цель творения, Страдания, Награда и наказание, Тшува, Заповеди, Будущий мир, Заслуги

Отложить Отложено

Добрый день! Почему в Торе говорится о «возмездии и воздаянии», но в реальности я не знаю таких примеров?

Даже Йозеф Менгеле прожил достаточно долгую жизнь и умер, купаясь в океане. И сколько такого в истории человечества. Имеется в виду возмездие после смерти?

И сегодня в самой обычной жизни люди безнаказанно обижают, унижают и совершают преступления против других. Некоторые говорят, что жертвы часто сами виноваты, не смогли постоять за себя из-за того, что растерялись/испугались/имеют низкую самооценку. А обидчики раскаются, и всё у них будет хорошо. Как Вы думаете? С уважением, N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Ваше предположение, что награда за добро и наказание за зло, о которых говорит Тора, преимущественно относятся к жизни не в этом мире, а в Будущем, верно.

По простой причине, как объясняют мудрецы: награды в этом мире нет, поскольку здесь ее невозможно дать. Полноценная награда — это истинное и вечное блаженство, которое нереально в этом мире: не так устроена жизнь в нем. И даже те удовольствия и наслаждения, которые здесь есть, не являются вечными и «такими уж большими».

Это же справедливо и в отношении наказаний. Простая логика. Возьмем, например, упомянутых Вами нацистских преступников. Причем даже не тех, кто потом еще долго прожил и умер в старости, а тех, кого казнили в Нюрнберге, или Гитлера, который покончил с собой. Как по справедливости наказать человека, по вине которого погибло 6 миллионов евреев? Повесить 6 миллионов раз.

А он несет ответственность не только за 6 миллионов евреев, но и за десятки миллионов представителей других народов, не всегда прямую, но всё же. А себя он убил один раз. И тех, кого приговорили в Нюрнберге, тоже повесили только один раз. Разве даже это справедливо?

А Сталина вообще никто не судил и не казнил. И Мао тоже. Вообще, такой парадокс наблюдается в истории: тиранов и сильных правителей обычно не свергают и не наказывают — потому что против них никто не осмеливается бунтовать и даже пикнуть. А свергают и при этом часто наказывают, скорее, более умеренных или слабых правителей: Людовика XVI, Николая II, Мубарака. Российская империя в разных своих ипостасях развалилась не при Николае I или Сталине, а при Николае II и Горбачеве. После того, как последние два пошли на многие уступки, да поздно было.

«Не повезло» только тем диктаторам, которые проиграли войны: Гитлер, Саддам, Каддафи. Причем последние два имели все основания считать, что интервенты совершили в их отношении агрессию, и считать именно себя жертвами несправедливости.

Так что даже в тех случаях, когда возмездие пришло в этом мире, возникают вопросы: всё ли получилось по справедливости?

В то же время, те, кто прожил после совершения преступлений долго, — вовсе не факт, что прожили счастливо. Потому что полное счастье и блаженство вообще едва ли у кого есть на этом свете. В «лучшем случае» они прожили свою жизнь «нормально». Как большинство из нас. Без особых бед и потрясений, но и без райского наслаждения. Обычная, будничная жизнь — это различные хлопоты, бытовые, семейные. Никто не отменял постоянную необходимость зарабатывать на хлеб, беспокойство о работе и зарплате, а там и о здоровье, иначе и без всякого возмездия за преступления не выживешь.

К тому же, военным преступникам постоянно приходилось скрываться, дрожать, что их обнаружат. Вон, Эйхмана израильтяне нашли и схватили, и казнили. И можно предположить, что в результате и другие нацистские преступники, даже те, кому удалось этого избежать, стали спать менее спокойно. Да и совесть даже таких людей может начать мучить, им могут видеться их жертвы — хотя больше, наверное, не главарям, которые вершили судьбы в кабинетах, а исполнителям.

По этой же причине те евреи, которые выжили в Холокост, вовсе не обязательно потом прожили «хорошую» жизнь. Многие из тех, кто избежал гибели, прошли через ад, и эти кошмары и травмы продолжали мучить. Многие потеряли всё — и близких, и имущество. И, кроме собственной жизни, у них мало что осталось. Пришлось всё начинать сначала, строить жизнь заново, со всеми трудностями. А в конце всё равно остается возможность гибели в теракте или от коронавируса. Да и от «обычного» рака или инфаркта умереть приятнее ли?

Так что действительно говорить о том, что на этом свете все всегда получают по заслугам, не приходится.

Потому что цель существования человека в этом мире — не воздаяние в соответствии с заслугами, а именно зарабатывание этих заслуг. Это место работы, а не зарплаты. Поэтому мир создан не для того, чтобы жизнь была хорошей, а для того, чтобы люди были хорошими. Чтобы преодолевали всевозможные препятствия на этой трассе жизни и так зарабатывали медали. Вот им и дается такая трасса: трудная, но в обычном случае не слишком, чтобы могли справиться.

Но тогда вопрос: получается, что и нацистским преступникам, которые потом прожили долгую жизнь, дана такая трасса?

Как ни ужасно звучит, получается, да. Они люди. За преступления ответят, но, пока Б-г их оставляет в этом мире, у них остаются также шансы сделать что-то хорошее. Они недостойны? Страшная правда жизни в том, что любой из нас еще не знает, как поступил бы, если бы у него была возможность сделать всё, что угодно, с теми, кто ему не нравится, убивать их, как убивают тараканов, — и/или был бы доступ к наркотику власти.

Например, царь Шауль — праведник и интеллигент, который изначально не хотел принимать власть и даже «спрятался от нее», потом, уже имея власть и ощутив угрозу ее потери, перебил целый город коэновеврейских священников») по подозрению в помощи конкуренту. И, тем не менее, пророк Шмуэль предрек ему, что, хотя царь скоро погибнет, на том свете он присоединится к нему, Шмуэлю, — будет в числе праведников.

Разумеется, было бы неправильно ставить на одну доску праведного еврея и нацистов, но, как заметил один знакомый мне раввин, налицо также и ужасный факт: никто не может быть уверенным, что не способен на страшные преступления, попади он в аналогичную ситуацию. Но никто не должен и быть уверен, что после этих преступлений у человека не остается никаких шансов. Только Б-г может рассудить. В этом мире Он решает, у кого должен остаться шанс, а в Будущем — кто какое воздаяние получит.

Виноваты ли сами жертвы и смягчает ли это в какой-либо мере вину преступника, Б-г тоже рассудит. Мир не черно-белый, и Б-г в точности всё измерит. Не всегда, но в некоторых случаях жертвы действительно сами провоцируют конфликт. Либо неосознанно, из-за недостаточного понимания себя и окружающих, либо цинично — зная, что их побьют, зато в плане пиара они выиграют, предстанут жертвами и добьются наказания противников. В этом мире может сработать, но потом Б-г всем воздаст по заслугам.

Ну, а если преступники раскаются, то прощение и искупление действительно возможно. Другое дело, раскаются ли, а если и объявят об этом — то насколько искренне. В нашем мире раскаяние не спасает от правосудия: и Тора, и другие системы правосудия полагают, что обязанность человеческого общества — наказать и искоренить зло. А что касается Б-га, Он, как сказано, знает точно, насколько раскаяние искренне и что оно может изменить, и рассудит справедливо.

В этом плане как раз существование Б-га и является единственной гарантией воздаяния человеку за его дела. А то ведь, если Б-га нет, налицо вопиющая несправедливость устройства мира.

Так что порадуемся тому, что Он есть и что есть в мире справедливость.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.

Пытаюсь осмыслить понятие Грядущего мира и перехода в него в сочетании с понятием времени...

Рав Эльяким Залкинд

С какого момента время перестает существовать?

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Незамужняя дочь зажигает ханукальные свечи?

Рав Яков Шуб

Где лучше зажигать ханукальные свечи — дома или на работе?

Рав Реувен Куклин

Моя работа продолжается после выхода звёзд

Если достаточно одной свечи в каждый день Хануки, почему зажигают гораздо больше?

Рав Яков Шуб

Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: на каком уровне мы выполняем заповедь о ханукальных свечах? Почему в этом случае Талмуд точно определяет, каким должно быть самое лучшее, красивое выполнение? Зачем понадобилось чудо с маслом? Как строить отношения с Твор

Как правильно зажигать ханукальные свечи водителю-дальнобойщику?

Рав Нахум Желязник

Ханукальные свечи зажигают только дома? Что считается домом? Туристическая палатка — это дом? А кабина трейлера? Можно ли зажечь фонарик вместо ханукальных свечей? А светодиодный? Если жена дома зажгла свечи, считается, что и муж тоже зажег?