Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Пять историй

20 июля 2012, 02:33

Отложить Отложено

Все истории – с видео-уроков цикла "Еврейское поведение". На разные темы нынешних разделов Торы – Матот и Мас'эй.

Если вы думаете, что публикую их, чтоб вам было что рассказать за субботним столом, то, может быть, и так, но только осторожно – за некоторые из них на вас могут косо посмотреть. Я предупредил.

Истории даны в пятничном режиме – т.е. конспектуально (ничего я слово выдумал?)).

** **

1. Тема "Приближать к Торе"

Рав Шалом Швадрон рассказывает. В их районе жила одна "несоблюдающая" семья. Девочку пора было отправить в детский сад, но ничего "нерелигиозного" вокруг не было, а напротив дома как раз располагался "харидимный" садик. Делать нечего – мать решила устроить девочку туда.

Однажды в пятницу ребенок вернулся из сада и сказал, что воспитательница сообщила, что мамы должны зажигать свечи перед субботой. Все мамы!

Мать нашей девочки на это сказала, что они не верят в Тору и свечи не зажигают.

– Но воспитательница сказала, что ты должна.

– Я не буду ничего зажигать!!

Тогда девочка сказала: я сама зажгу. Пошла в лавку и попросила там две свечи. (Так делают по всему Израилю. В мелких лавках дают в долг постоянным клиентам, а потом рассчитываются.)

Лавочник знал, что эта семья не соблюдает – и, решив, что у них йорцайт, дал ей две свечи нер-нешама.

Пришла девочка домой и зажгла те свечи. Вошла мать в ее комнату – а та сидит перед зажженными свечами.

– Ты тут что делаешь?! – закричала мать, замахав руками.

– Вот, свечи зажгла. Одну за тебя, другую за папу.

Поняла женщина, что это неслучайно, перепугалась. Уже утром в субботу пошла в синагогу и участвовала в молитве. Так со временем семья вернулась к Торе.

** **

2. История от раби Ицхака Зильберштейна. К нему пришла семья вернувшихся к Торе евреев. Дело было так: их дочь попала под влияние соблюдающих людей – и сама стала верующей. Из-за нее и они вернулись к Торе.

Но с недавних пор дочь решила "вернуться к вопросу". Стала говорить про Тору не самые красивые слова, отказалась исполнять заповеди, плохо отзывалась о раввинах. Что делать?

Рав спросил их – а они советовались с раввинами?

– Вы наш раввин.

– Извините, но почему вы так решили? Если так, то кто такой раввин?

– Ну, тот, кто учит Торе. А мы бывали на ваших уроках.

– А кто первый начал учить вас Торе?

– Наша дочь.

– Значит, она ваш раввин.

Те удивились: и что теперь с нашим раввином делать?

– Ничего особенного. Просто оказывайте ему раввинское уважение. Как оказываете мне. Вот я вошел в комнату – и вы встали. Так и вставайте, когда она заходит. Скажите ей, что своей Торой вы обязаны ей. Вам нельзя ее ругать. Только уважение и почет!

Те удивились и ушли. А потом через несколько месяцев пришли снова – уже с дочерью. Оказалось, так – через уважение и почет – та снова вернулась к соблюдению.

И это не просто смешная история. Есть в ней, над чем подумать.

** **

3. Тема "Умеренность в запросах"

Раби Яаков Йосеф Эрман (живший в Америке) любил исполнять заповедь гостеприимства, ахнасат-орхим.

Но у него в комнате стояла такая старая мебель, что некоторые люди удивлялись. Поэтому жена раввина просила его купить хотя бы диван – ибо этот совсем порвался и обветшал. Смотри, со всех сторон пружины торчат.

Однако муж не соглашался: хочу, чтобы люди чувствовали себя у нас в доме свободно и, не смущаясь, могли сидеть как хотят. Ведь к нам приходят всякие евреи, в том числе очень бедные. Им непривычно сидеть на новых диванах.

[От себя. Меня сначала такое объяснение смутило. Получается, что бедного человека надо кормить скромной едой, чтобы он не чувствовал стеснения? Но вот какой неожиданный ответ следует из рассказа.]

Жена попросила друга семьи, рава Баруха Бера Лейбовица, главу ешивы Каменец, приехавшего на время из Израиля, уговорить мужа купить новый диван. Тот стал уговаривать рава Эрмана, но последний наотрез отказался - сказал, что не хочет стеснять гостей.

И вот однажды, пришел к ним рав Лейбовиц и сказал жене рава: твой муж, как мне кажется, прав. На днях я шел к вам по улице и случайно упал в грязь. Потом долго пытался очистить свои брюки, но безуспешно. И решил к вам не заходить – как вдруг вспомнил ваш диван и подумал, что вы не будете переживать, если я его немного испачкаю. Так что, по-моему, твой муж прав!

** **

4. Тема "Держать слово"

По записям раби Ирша Михаля Шапиро. Было это очень и очень давно. Однажды вошел он в комнату, где сидели рав Дискин, на ту пору самый известный раввин Израиля, и его друг раби Элия Старлицер. Они учились. И тут поднял голову рав Дискин, посмотрел на вошедшего и произнес: у рава Ирша есть сын, а у тебя, раби Элияу, есть дочь. Почему не устроить им шидух?

Раби Элияу ответил: очень хорошо, но моя дочь слишком мала. Ей только 15 лет. Странно было бы видеть 16-летнюю девочку с ребенком на руках.

Рав Дискин сказал: ну почему ты решил, что через год она родит? Она родит только через 4 года после свадьбы.

Посмотрели раввины на праведника – и сделали по его слову.

Через пару лет устроили свадьбу. Это было в месяце нисан 1890 года. А ровно через 4 года – день в день – молодая жена родила сына.

Все удивились и сочли это за чудо. Таким верным оказалось его предсказание.

Один только раби Йосеф Хаим Зоненфельд, ученик рава Дискина, не удивился и сказал:

– Это не предсказание! Написано в Торе: "Пусть человек не делает свои слова будничными. Все, что вышло из его уст – будет исполнено". В книге Ахида на это сказано: если человек говорит только по делу, только святые и чистые слова, касающиеся исключительно Торы, то небо выполняет все его слова – даже если он не произносит их в молитве – как просьбу небесам, а просто говорит в частном разговоре.

Знайте, что наш учитель рав Дискин выполняет написанное: он не делает простыми и будничными свои слова, – и поэтому они исполняются.

** **

5. Тема "Не льсти!"

Иллюстрация к правилу, запрещающему обижать других. (И тогда разрешена даже лесть.)

История про хасидского адмора, Магида из Вилкомира, раби Хаима Ицхака Аарона.

Однажды он серьезно заболел. Рав из Бриска послал к нему своего ученика раби Зэраха Бровермана (бикур холим!).

Магид его принял и сказал: передай своему ребе, что раньше я думал, будто в мире есть по крайней мере один цадик – этой твой ребе, а теперь я вижу, что ошибся. Поэтому болею.

Тот вернулся и передал.

Заметил рав из Бриска раву Броверману: Магид из Вилкомира прав. И вот как было дело. Я судил одного человека, совершившего плохое дело. А он был из уважаемой семьи. После судебного решения обратился к раби Шмуэлю Саланту с вопросом, что делать. Дело в том, что решение раввинского суда надо огласить, – с этим никто не спорит. А как тут огласить, когда у него очень уважаемая семья? Раби Шмуэль ответил, что в Иерусалимском Талмуде написано: если известно, что грешник не вернется к своей глупости, не надо позорить его семью. И я не предал этому делу гласность. Видимо из-за этого заболел Магид.

Раби Зерах Броверман вернулся к Магиду и передал ему слова Брискер-рова. Тот изучил место в Талмуде, согласился с решением – и выздоровел.

** **

Есть еще одна тема – "Контроль над речью". Но об этом публикация уже есть – рассказ вывешен нынешней ночью. Вы читали?

Гут-шабес

Теги: Видео-урок, Недельный раздел