Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Правильное поведение человека, который не хочет понапрасну растрачивать слова и выходить из себя, — насколько это возможно, всё делать самому вместо того, чтобы изрыгать приказы»Рав Авраам Елин, из книги “Как одолеть гнев”

Чем свечи Хануки подобны быкам, которых приносили в жертву в Суккот?

Темы: Ханукальные свечи, Ханука, Народы мира, Идолопоклонство, Праздники, Чудеса, Жертвоприношения

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему Ханука уподобляется празднику Суккот? Знаю, что Шамай уподоблял зажигание ханукальных свечей порядку жертвоприношения быков в Храме в праздник Суккот.

Я не вижу смысла: при чем тут Суккот и при чем тут жертвоприношения, которые приносили в Суккот?

А еще: почему приносили в первый день Суккота 13 быков, а потом с каждым днем на одного меньше? Заранее спасибо, Рина

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Рина!

Спасибо за интересные вопросы.

Месяц Мархешван, в котором нет никаких праздников, — очень подходящее время, чтобы связать только что прошедший Суккот с приближающейся Ханукой.

Почему в первый день Суккота приносили 13 быков, а потом с каждым днем на одного меньше?

Комментаторы (на основании сказанного в трактате Сукка 55 б) говорят, что общее число быков — семьдесят (13+12+11+10+9+8+7) — соответствует числу народов мира, которые служат другим богам. А постепенное уменьшение количества приносимых жертв намекает на то, что и идолопоклонство постепенно сойдет на нет. И этих быков приносили в жертву в Храме, чтобы защитить народы мира от страданий за их грехи.

Почему Ханука уподобляется Суккоту?

Действительно, Талмуд (Шабат 21 б) приводит спор мудрецов о порядке зажигания ханукальных свечей. Бейт-Шамай (школа Шамая) считает, что в первый день следует зажигать восемь свечей, а дальше каждый день убавлять по одной. А Бейт-Гилель (школа Гилеля) считает, что в первый день следует зажигать одну свечу, а дальше каждый день прибавлять по одной.

Мнения мудрецов следующих поколений о том, в чем суть спора Бейт-Шамая и Бейт-Гилеля разделились. Согласно одному мнению, по Шамаю число свечей показывает, сколько дней Хануки ещё осталось, а по Гилелю — сколько дней Хануки уже прошло.

По другому мнению, Бейт-Шамай уподобляют порядок зажигания ханукальных свечей порядку жертвоприношений быков в праздник Суккот, а Бейт-Гилель руководствуются известным принципом: «святость прибавляют, а не убавляют».

Ваш вопрос относится к последнему из упомянутых мнений. Рассмотрим его подробнее. Мнение школы Гилеля основывается, как мы сказали, на принципе, который мудрецы Талмуда выводят из Торы: «святость прибавляют, а не убавляют». Этот принцип действителен в отношении всех заповедей.

Так, например, закон предписывает сначала облачиться в талит, а только затем наложить тфилин, так как святость тфилин выше — «святость прибавляют, а не убавляют».

А постановление школы Шамая противоречит этому принципу и, соответственно, требует отдельного объяснения.

Школа Шамая говорит: в самой Торе мы находим прецедент, который противоречит этому принципу: число быков, которых приносили в жертву в Суккот, изо дня в день убывает. Теперь осталось только понять, почему школа Шамая «отказалась» от общепринятого принципа и предпочла уподобить ханукальные свечи жертвенным быкам. Этому есть много объяснений. Приведу некоторые из них.

1) Мааршо пишет: поскольку новое масло Хашмонаим могли получить только через восемь дней, то масло из единственного найденного кувшина изначально разделили на восемь частей, чтобы каждый день зажигать от них храмовый светильник. И каждый день происходило чудо: этого небольшого количества масла хватало на целый день.

И это то, что хотела подчеркнуть школа Шамая: в первый день следует зажигать восемь свечей, затем семь, и т. д. — по количеству частей масла, которые оставались у Хашмонаим. А как же принцип «святость прибавляют, а не убавляют»? Школа Шамая отвечает, что этот принцип должен соблюдаться, только когда нет никаких оснований поступить иначе. Если такие основания есть, принцип отменяется.

Доказательство этому — порядок жертвоприношений быков в Суккот. Там тоже есть основание для отмены этого принципа — намек на «убывание» идолопоклонства, и принцип «прибавления святости» поэтому отменяется. То есть, по мнению Мааршо, связь между ханукальными свечами и жертвенными быками чисто внешняя.

Другие же объяснения пытаются найти смысловое подобие между ними.

2) Маараль (в книге «Нер Мицва») пишет: в праздниках, заповеданных Торой, святость первого дня выше, чем последующих. Об этом, среди прочего, свидетельствует и порядок жертвоприношений быков в Суккот. И Хануку, по школе Шамая, следует уподобить праздникам, заповеданным Торой, и зажигать свечи в убывающем порядке.

3) Раби Моше Софер («Хатам Софер») объясняет: школа Шамая зажигание свечей связывала с поражением врагов, поэтому число свечей уменьшается — как уменьшается число врагов. И уменьшение количества быков показывает постепенное затухание идолопоклонства. А школа Гилеля связывала зажигание свечей с подъемом еврейского народа, веры во Всевышнего, выполнения заповедей. И, соответственно — «святость прибавляют, а не убавляют».

4) Раби Хаим Фридлендер (машгиах-инспектор в ещиве Поневеж, также подготовивший и издавший основные книги Рамхаля) пишет, что чудо Хануки было вратами к пришедшему за ним периоду изгнания, которое подразумевает упадок (духовный и материальный), с одной стороны, и чудо существование народа, с другой стороны. Чудо Хануки стало и путеводной звездой для грядущего изгнания.

И это причина, по которой школа Шамая уподобила свечи жертвенным быкам. Ведь и быки, приносимые в жертву, с одной стороны, служили защитой народам, а с другой стороны, символизировали угасание идолопоклонства.

А школа Гилеля указывает на чудо существования еврейского народа в изгнании, которое с каждым годом становится все больше.

5) «Арух а-Шулхан» (Орах Хаим 670, 5) цитирует «Сефер Макабим». Там сказано: греки не позволили принести жертвы в Суккот, и в память об этом был установлен праздник Хануки. И, соответственно, Суккот вместе со Шмини Ацерет продолжается восемь дней, как и Ханука. Так что можно предположить, что параллель между ханукальными свечами и жертвенными быками — еще один момент уподобления Хануки Суккоту.

В заключение приведу идею из «Сфат Эмэт» (Ханука 5641 г.): подобно тому, как свет луны — это отражение света солнца, Ханука и Пурим — отражение света праздников из Торы. Ханука — отражение праздника Суккот, Пурим — отражение праздника Шавуот. А отражение праздника Песах? Мы надеемся, что им станет вскоре праздник грядущего Избавления, как сказано (Миха 7:15): «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса». Да удостоимся увидеть это вскоре, в наши дни, омейн!

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше