Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему в Торе эта буква уменьшена?

Темы: Берешит, Сотворение мира, Иврит, Гематрия, Авраам, Натан Агрес

Отложить Отложено

Шалом, у меня такой вопрос. В Торе, глава Бэрэшит (2:4), употреблено слово בהבראם («при сотворении их»), при этом буква ה уменьшена, что это значит? Спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

Правила, определяющие написание букв в свитке Торы, — часть Устной Традиции, восходящей к горе Синай. А по словам Рамбана необычная форма букв указывает на особую информацию и скрытые пророчества, содержащиеся в тексте.

Но поскольку любой «намек», скрытый в тексте, тесно связан с простым значением текста, давайте сначала приведём этот стих полностью: «Это порождения неба и земли при сотворении их (בהבראם), в день создания Богом Всесильным земли и неба». Здесь Тора «подводит итог» тому, что было сотворено в семь дней, и говорит о том, что небо и земля, созданные в первый день, уже содержали в себе в неявной форме, в качестве скрытой возможности, все остальные порождения, которые «реализовались» в ходе остальных дней творения (Раши).

Согласно объяснению наших мудрецов (см. у Раши) уменьшенная буква ה в слове «при сотворении их» как бы разбивает это слово на два בה-בראם, что означает «с помощью буквыhэй сотворил их». Таким образом, Тора «намекает», что творение неба и земли (=всей Вселенной) было реализовано буквойhэй.

В соответствии с простым смыслом, вся колоссальная Вселенная была сотворена Всевышним так же легко, как произносится звук hэй, обозначаемый этой буквой. Его произнести легче, чем все прочие звуки, обозначаемые буквами алфавита. А т.к. творение представлено Торой как речь Б-га: «И сказал Всесильный: да будет свет…» (Берешит 1:3 и далее), «Словом Господа сотворены небеса, и дуновением уст Его — все воинство их» (Тэилим 33:6), чтобы дать нам представление о том, насколько легко это было для Всевышнего, используется сравнение с произнесением звуков.

Но у слов «буквой hэй сотворил их» есть и более глубокий смысл. Как связаны сотворение мира и речь? Речевой аппарат — это средство для выражения наших мыслей, переведения их из состояния «духовного» в «материальное». Так же и сотворение мира. Сначала все мироздание существовало только в «мыслях» Б-га — в нематериальном высшем измерении, и лишь на последующих этапах приняло знакомую и ощутимую нами форму. В статье о нисхождении Торы в наш мир мы уже упоминали, что процесс творения происходил (а также постоянно поддерживается) посредством непроизносимого Имени Б-га, читаемого как Адойной («Хозяин», «Властелин») или а-Шем (просто «Имя»). Это имя состоит из четырех букв — йуд, hэй, вав, hэй — каждая из которых соответствует одному из уровней творения (по нисходящей). А последняя буква hэй отражает создание, «осуществление» нашего материального измерения, и именно о ней сказано «буквой hэй сотворил их» (Рабейну Бхаей).

Кроме того, Талмуд (Менахот 29 б) говорит, что сама форма буквы hэй ((ה отражает суть нашего мира. Она ограждает «пространство» с трех сторон, но открыта внизу, что «намекает» на возможность грехопадения и колоссальное влечение к злу. Это должно постоянно напоминать о духовной опасности, в которой человек находится в течение всех дней своей жизни. И хотя иногда мы ощущаем спокойствие, чувствуем себя «устойчивыми», не стоит расслабляться и слишком полагаться на свои силы.

А небольшое «окошко» под «крышей» буквы hэй отражает возможность раскаянья. Тот, кто «выпал из буквы hэй», не должен отчаиваться и хоронить себя там, внизу, ему следует подняться и вернуться через «окошко». Та же свобода выбора, которая привела его к греху, должна теперь привести к исправлению. Но почему для этого необходим отдельный вход и недостаточно открытого настежь «пола», откуда он «выпал»? Это говорит нам о пути к раскаянию — человеку следует изменить себя и по возможности отдалиться от прежних привычек и других внешних факторов, которые привели его к греху. Поэтому обратный путь — кружной! И еще: это «окно» находится на высоте, что означает: Всевышний оказывает особую помощь каждому, кто стремится вернуться к Нему, и поднимает их на такую высоту, о которой они даже не мечтали в прошлом (Шаарей Тшува 1:1).

Более того, прямо над этим «окошком» на «крыше» находиться особая «коронка» (это можно увидеть в свитке Торы). Этой короной Всевышний венчает того, кто возвращается к Нему! Даже если человек упал, оступился, ему не следует чувствовать себя второсортным и отверженным: Б-г дал возможность упасть, и Он же дал возможность подняться! Таков путь праведников, как сказано (Мишлей 24:16): «…семь раз упадет праведный, но встанет».

Стоит упомянуть также комментарий рава Шимшона Рефаэля Гирша, в котором необычное написание буквы hэй объясняется согласно мидрашу, приведенному у Бааль а-Турим (начало книги Ваикра).

Там сказано, что уменьшенная буква как бы не учитывается при чтении. В нашем случае בהבראם («при сотворении их» — т.е. они были сотворены) можно прочесть как בבראם («при их творении» — т.е. они, небо и земля, сами творили).

Рав Гирш поясняет: «порождения» неба и земли — это не только конкретные сотворенные объекты, такие, как небесные тела или растения и животные, но и сами законы природы, законы взаимодействия неба и земли, порождающие все природные явления и поддерживающие тонкий баланс существования Вселенной. Главное назначение этого мира — скрыть присутствие Творца (слово «мир» — олам — однокоренное с нээлам — «скрытый»). Поэтому он создает у нас иллюзию автономности, независимости от Высшей воли, как будто небо и земля сами порождают свои законы и случайным образом влияют на нижний мир и происходящие в нем события (см. статью «Трудится ли Б-г?»).

Поэтому понятно, что именно буква hэй, олицетворяющая материальное измерение Вселенной, уменьшена. Это «превращает» то, что сотворено Всевышним, в отдельно стоящее здание, как бы не зависящее от Него. В этом как раз и состоит основное испытание человека: поверить своим глазам и опуститься (через открытый «пол») в бездну безверия, или пойти за зовом разума и чуткого сердца, которые в силах развеять туман и «выявить» истинного Хозяина.

Первым человеком, самостоятельно совершившим этот шаг, был наш праотец Авраам. Неслучайно к его прежнему имени Аврам (אברם) Всевышний добавил именно букву :ה Авраам (אברהם). Ту самую уменьшенную hэй, которая скрывает истинную картину реальности. Авраам раскрыл присутствие Б-га на земле, он как бы увеличил букву hэй, ставящую все творение в зависимость от Первоисточника. И именно поэтому она была добавлена в его имя! Именно это имели в виду мудрецы, говоря, что слово בהבראם («при сотворении их») намекает на באברהם — «ради Авраама» (те же буквы в другом порядке): небо и земля были сотворены только ради него. Имеется в виду, что вся цель творения состоит именно в том, к чему пришел Авраам: раскрыть Б-га во тьме этого мира и верно исполнять Его волю. Каждый человек, идущий этим путем, оправдывает цель мироздания!

Возможно, именно об этом говорил пророк Нехемья (9:6-9): «Ты, Б-же, един, Ты сотворил небеса, небеса небес и все воинство их (космос и бесчисленные звезды), землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них. И Ты даёшь им всем жизнь, и воинство небесное преклоняется пред Тобою. Ты Господь Всесильный, что избрал Аврама, и вывел его из Ура Касдимского, и дал ему имя Авраам, и нашел его сердце преданным Тебе, и заключил Ты с ним союз».

Пророк разъясняет причину изменения имени «Аврам» на «Авраам». Это было следствием того, что Авраам обнаружил Единую Первопричину всего: «Ты, Б-же, един…» (увеличение уменьшеннойhэй, см. выше). Он не только пришел к этому выводу, но и был готов отстаивать его ценой своей жизни. Ур Касдимский — это место, где царь Нимрод бросил его в огненную печь. За его самоотверженность и незыблемую веру Всевышний дал ему новое имя и заключил с ним и его потомством вечный союз.

В заключение. Мудрецы обращают наше внимание на то, что, добавив в имя Авраама букву hэй, числовое значение которой — 5, Всевышний дополнил числовое значение его имени до 248, что соответствует числу органов тела (служащих оболочкой для «органов» души). Это говорит о совершенстве, которого Авраам достиг своим служением. Но о каких пяти как бы недостающих (в духовном плане) органах идет речь? Два глаза, два уха, и половой орган. Именно через эти органы силы зла влияют на человека и искушают его. Пока человек находится в их власти, ему действительно очень трудно обнаружить истину. Он предпочтет видеть окружающий мир как совокупность случайностей. Ведь без Творца нет и творения, а соответственно, и цели, ради которой все было сотворено. Такое мировоззрение позволяет со спокойной совестью вести «свободный» образ жизни, не задумываясь об ответственности и каких-либо последствиях.

Самый первый шаг, необходимый для возвращения к Источнику, — это отгородить себя от подобных соблазнов и негативных влияний. А тому, кто по-настоящему желает очиститься, посылают особую помощь Свыше.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше