Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему в Торе упоминается меньше народов, чем в Википедии?

Темы: Вавилонская башня, Сфирот, Народы мира, Каббала, Числа

Отложить Отложено

Добрый день. Почему в Торе упоминается семьдесят народов, тогда как по факту их больше? См. в Википедии «список народов мира».

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос. Действительно мы находим в Торе в нескольких местах упоминание о семидесяти народах. Впервые мы встречаемся с ними, когда Тора говорит о потомках Ноаха (Берешит 10):

«А вот родословная Ноаха: Шема, Хама и Йефета. У них родились дети после потопа.

Сыны Йефета: 1) Гомер и 2) Магог, и 3) Мадай, и 4) Йаван и 5) Тувал, и 6) Мешех и 7) Тирас. А сыны Гомера[1]: 8) Ашкеназ, и 9) Рифат, и 10) Тогарма. А сыны Йавана: 11) Элиша и 12) Таршиш, 13) Китим и 14) Доданим. От этих отделились острова народов на землях своих, всякий по своему языку[2], по своим семействам в народностях своих.

И сыны Хама: 15) Куш и 16) Мицраим, и 17) Пут и 18) Кенаан. А сыны Куша: 19) Сева и 20) Хавила, и 21) Савта и 22) Раема, и 23) Савтеха. А сыны Раемы: 24) Шеваa и 25) Дедан. А Мицраим породил 26) Лудим, и 27) Анамим и 28) Леhавим, и 29) Нафтухим; И 30) Патрусим и 31) Каслухим, откуда произошли 32) Пелиштим, и 33) Кафторим. А Кенаан породил 34) Цидона, первенца своего, и 35) Хета; И 36) Йевуси, и 37) Эмори, и 38) Гиргаши. И 39) Хиви, и 40) Арки, и 41) Сини; И 42) Арвади, и 43) Цемари, и 44) Хамати; а затем расселились семейства Кенаановы. Это сыны Хама по их семействам, по их языкам, на их землях, в их народностях.

Сыны Шема: 45) Элам и 46) Ашур, и 47) Арпахшад, и 48) Луд и 49) Арам. А сыны Арама: 50) Уц и 51) Хул, и 52) Гетер и 53) Маш. И Арпахшад породил 54) Шелаха, и Шелах породил 55) Эвера. А у Эвера родились два сына; имя одного — 56) Пелег, ибо в его дни разобщилась земля; а имя брата его —57) Йоктан. И Йоктан породил 58) Алмодада и 59) Шелефа, и 60) Хацармавет а, и 61) Йераха; И 62) Адорама и 63) Узала, и 64) Диклу; И 65) Овала и 66) Авимаэла, и 67) Шева; И 68) Офира и 69) Хавилу, и 70) Йовава, — все они сыны Йоктана».

Далее, когда Тора рассказывает о Вавилонской башне, она начинает со стиха (Берешит 11:1): «И был (на) всей земле язык один и речи единые». Комментаторы говорят, что «язык один» — это Святой язык, на котором написана Тора. То есть, хотя основа семидесяти языков для семидесяти народов уже была заложена, до строительства Вавилонской башни люди все ещё говорили на одном языке и, видимо, имели общее руководство («речи единые»).

Далее сказано (11:7-9): «Сойдем же и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речь друг друга. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Поэтому наречено ему имя Бавэл, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

О том, что там произошло, более подробно говорит мидраш (Йалкут, гл. Ноах, рэмез 62; Йалкут Тэилим, рэмез 667): «Сказал раби Шимон: когда люди построили башню, позвал Всевышний семьдесят ангелов, которые окружают престол славы Его, и сказал им: давайте смешаем их язык на семьдесят народов и на семьдесят языков. Как сказано “сойдем же”, а не “сойду”. Бросили они между собой жребий, как сказано (Дварим 32:8): “Когда Всевышний давал уделы народам, когда расселял сынов человеческих…” И выпал жребий Всевышнего на Авраама и его потомков…»

Кстати, упомянутый в мидраше стих из книги Дварим косвенно подтверждает, что число разделенных народов было именно семьдесят, так как он проводит параллель между количеством народов мира и количеством сынов Израиля: «Когда Всевышний давал уделы народам, когда расселял сынов человеческих, установил пределы народов по числу сынов Израиля». Комментаторы говорят: сыны Израиля, о которых здесь идёт речь, это Яаков и его потомство, которые спустились в Египет. А их, как известно, тогда было семьдесят.

Следует упомянуть еще семьдесят быков, которых приносили в жертву в Храме во время праздника Суккот. Комментаторы говорят, что число этих быков соответствует числу народов мира.

Из всего сказанного ясно, что народов изначально было семьдесят. Ещё видно, что это число неслучайно, так как у каждого из этих народов есть свой духовный корень — ангел-покровитель — и свой язык. Значит, это число не должно изменяться.

При этом мы видим, что в современном мире это вроде бы не так: с одной стороны, древние народы перемешались, древние языки стали предметом исследования учёных. С другой стороны, число современных народов и языков намного превышает семьдесят. И, вообще, нет четких границ между различными народами и языками.

Перед тем как ответить на Ваш вопрос, посмотрим, каково значение числа семьдесят в целом. Мы видим, что оно удостоилось особого «расположения» в Иудаизме. Приведу цитату из известной книги раби Элияу-Элиэзера Деслера «Михтав мэ-Элияу» (ч. 3, с. 212) в вольном переводе:

«Число семьдесят мы находим в нескольких местах: “семьдесят ликов Торы”, семьдесят старейшин, которых поставил Моше, семьдесят судей Санхедрина, семьдесят народов. Идея числа “семьдесят” — это полное суммирование всех деталей понятия о каком-либо явлении во всех его возможных сторонах и аспектах, так, что при соединении их всех достигается совершенство этого понятия в виде всеобъемлющего полного обобщения.

Так семьдесят ликов Торы, семьдесят мудрецов Санхедрина — это соединение семидесяти подходов разума при обсуждении какой-либо идеи, благодаря которому достигается всеобъемлющее совершенство анализа, истинное понимание вещей. Каждый отдельный путь постижения ведет к истине, согласно пониманию отдельного разума. А при соединении всех путей будет достигнуто совершенство, объемлющее истину со всех сторон, так называемая “эмет лэ-амита” — совершенная истина.

Между семьюдесятью народами Всевышний разделил совокупность всех атрибутов, числом семьдесят. Но когда народы прилепляются к нечистой стороне своих атрибутов, то они представляют собой совокупность всех сил нечистоты, которые есть в мире и которые противостоят силам святости».

Что значит «семьдесят атрибутов»? Как известно, Б-жественное управление миром осуществляется через десять сфирот. Рассмотрение понятия сфирот выходит за рамки ответа, однако отмечу, что сфирот делятся на три верхние (Кетер, Хохма и Бина), которые являются «головой» управления, и семь нижних (Хесед, Гвура, Тиферет и др.), через которые осуществляется управление на практике.

Каждая из сфирот также подразделяется на десять. Таким образом, семь нижних сфирот во всей своей полноте дают семьдесят и выражают весь спектр практического Б-жественного управления — семьдесят атрибутов. Видимо, это и есть духовный корень всех делений на семьдесят, о которых говорил рав Деслер.

Если так, то семьдесят народов — это одно из воплощений в этом мире всего спектра Б-жественного управления. То есть, здесь идёт речь о семидесяти различных корнях душ, а не о семидесяти разновидностях физических тел. И, значит, то, что народы и языки сейчас не те, что были раньше, не противоречит всему сказанному.

И сейчас есть в этом мире воплощение семидесяти Б-жественных атрибутов, только они воплощаются иначе. Можно предположить, что и сейчас число семьдесят лежит в основе разнообразия культур, менталитетов, мировоззрений.

Однако, как отмечает рав Деслер, у этих семидесяти атрибутов есть как сторона святости, так и сторона нечистоты. И, соответственно, если народы мира отходят от веры во Всевышнего, среди них распространяется идолопоклонство, ересь, атеизм и т.п., то семьдесят атрибутов находят свое выражение со стороны нечистоты.

Да будет воля Всевышнего, чтобы и евреи, и народы мира пришли к вере в Творца, и тогда слава Творца раскроется во всех ее атрибутах.

С уважением, Менахем Эпель


[1] Здесь приведен список семидесяти народов в соответствии с мнением Сфорно, когда отец и сыновья считаются отдельными народами, так как у отца были ещё сыновья, не упомянутые в Торе, и от них произошел народ, «соответствующий отцу». Однако есть другое мнение, согласно которому отец не входит в число семидесяти народов, и в соответствии с этим мнением счет ведётся иначе.

[2] Известно, что до строительства Вавилонской башни все говорили на Святом языке и только позже люди разделились на семьдесят народов с семьюдесятью языками. Комментаторы объясняют: слова «всякий по своему языку» описывают период после строительства Вавилонской башни. Оригинальное объяснение приводит раби Шимшон-Рэфаэль Гирш. Он говорит, что здесь идёт речь о семидесяти разных наречиях одного языка — Святого.

Материалы по теме