Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Сфирот — 10 видов воздействия Творца (Божественных эманаций)

Многие наверняка слышали термин «сфирот». Что означает этот термин?

Понятие сфирот является одним из наиболее фундаментальных в Каббале.

Несомненно, всё, что связано со сфирот — глубокие вещи, которые невозможно понять человеку, не достигшему уровня изучения Каббалы (кому позволено изучать Каббалу, а кому нет — читайте «Кто может изучать Каббалу?»).

Поэтому даже в рамках нашего сайта нельзя дать сколько-нибудь глубокое представление о сфирот. Тем не менее, приведем общие сведения, которые помогут примерно представить, о чём идет речь.

Сфирот — это основные «каналы», качества, посредством которых Творец руководит миром.

Существует 10 сфирот 1:

Хохма (мудрость),

Бина (понимание),

Даат (знание),

Хесед (милосердие),

Гвура (могущество),

Тифэрет (великолепие),

Нецах (вечность),

hод (красота),

Йесод (основа),

Малхут (царство).

Сфирот делятся на четыре основные группы. Каждая группа включает в себя три сфиры:

1. Хохма, Бина, Даат;

2. Хэсэд, Гвура, Тифэрет;

3. Нэцах, hод, Йесод;

и одна группа состоит только из одной сфиры — Малхут.

В Каббале есть понятия Правая сторона и Левая сторона. Правая связана с Милосердием, а левая — с Судом.

И, если говорить образно, то в каждой из трёх вышеуказанных групп есть сфира, которая стоит как бы справа (со стороны Милосердия), другая — слева (со стороны Суда), а третья — как бы средняя между ними (включает в себя две «крайние» сфирот):

Бина — Даат — Хохма

Хэсэд — Тифэрет — Гвура

Нэцах — Йесод — hод

Малхут

Ещё каббалисты делят сфирот на две основные группы: три первых и семь остальных. Первая группа включает в себя три первых сфирот: Хохма, Бина и Даат. Она называется на языке каббалистов Гар. Это слово — аббревиатура: гимель ришонот (по-русски, «три первых»).

Гар считаются как бы главными сфирот. Царь Шломо упоминает Гар в книге Мишлей, говоря (3, 19): «Г-сподь мудростью (“бэ-Хохма” — намекает на Хохма) основал землю, утвердил небо пониманием (“би-Твуна” — намекает на Бина). Сознанием Его (“бэ-Даато” — намекает на Даат) разверзлись бездны и облака каплют росою».

Вторая группа включает в себя семь «нижних» сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрет, Нэцах, hод, Йесод. Эта группа сфирот называется на языке каббалистов Зат, что означает: заин тахтонот«семь нижних».

Царь Давид намекает на Зат, говоря (Диврэй а-Ямим 1, 29): «Твоё, Г-споди, величие (“а-Гдула” — намекает на Хэсэд) и могущество (“а-Гвура” — намекает на Гвура), и слава (“вэ-а-Тифэрет” — намекает на Тифэрет), и вечность (“вэ-а-Нецах” — намекает на Нэцах), и красота (“вэ-а-hод” — намекает на hод), потому что всё, что в небесах и на земле, Твоё, Г-споди; Твоё царство (“а-Мамлаха” — намекает на Малхут), и превознесен Ты над всеми».

Как сказано, посредством этих качеств и их сочетания Творец управляет миром.

Каббалисты знают, что в точности означает каждая из этих сфирот. И это помогает им понять, как Творец управляет этим миром, а также как «привлечь различные влияния» — влияние различных качеств.

Как известно, в Торе Творец называется различными именами — подробнее об именах Творца читайте «Как зовут Б-га?». Каждое имя Творца «намекает» на одну из сфирот или на их сочетание.

Упоминая имена Творца в молитве, каббалисты обращаются к Творцу как к Проявляющему Себя в этих качествах. Однако обращаться с молитвой к самим сфирот — большой грех, поскольку молитва должна быть обращена только к Самому Творцу и ни к кому и ничему другому (см. «Почему нельзя молиться ангелам?»).

Мудрецы в Сифри 2 — сборнике алахических мидрашей и высказываний на Тору— делают вывод на основании слов Моше (пророка Моисея): «…когда бы мы ни воззвали к Нему»— «именно к Нему необходимо взывать (молиться), а не к Его сфирот» (Дварим 4:7).

Примечания:

1 — Во многих из них перевод неточен. Т.к. нет возможности точно перевести эти понятия на русский язык.

2 — К сожалению, эта часть до нас не дошла, но она упоминается во многих священных книгах.

Выводить материалы