Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Четыре мира делятся на девять ступеней: Хохма, Бина, шесть концов Тиферет и Малхут. Ибо эти четыре (мира) называются четырьмя высшими основами, и они делятся на девять сфирот

О сути миров — максимально кратко, — только то, что необходимо для понимания сути пророчества.

Высший Создатель, создавший все миры, называется Эйн Соф297. У Него нет никакого образа, будь то в Имени (слове), в букве или в хвостиках букв. Поэтому о Нём запрещено даже размышлять. Он создал пять миров, каждый из которых является душой следующего. Эти миры: Адам Кадмон, упомянутый в книге Тикуним, — на языке гаоним этот мир называется Цахцохот. Второй мир — мир Ацилут, третий — Брия, четвёртый — Иецира, пятый — Осия. Эти пять миров составляют одно четырёхбуквенное Имя Всевышнего, ибо «колючка» на букве йуд — это Адам Кадмон. Йуд — Ацилут, первая Ней — Брия, вав — Йецира, а вторая Ней — Осия. Но поскольку у мира Адам Кадмон, в силу глубины его сокрытия, нет образа в буквах, кроме упомянутой «колючки», так как у Эйн Соф нет и такого образа, — поэтому как правило, мы упоминаем только четыре мира: Ацилут, Брия, Йецира и Осия, которые представляются полными буквами и все четыре вместе составляют четырёхбуквенное Имя Всевышнего.

Эти четыре мира делятся на девять ступеней: Хохма, Бина, шесть концов Тиферет и Малхут. Ибо эти четыре (мира) называются четырьмя высшими основами, и они делятся на девять сфирот. Однако «колючка» буквы йуд, то есть Адам Кадмон — пятый, высший из миров, — включает в себя всё. И только в нём корень всех четырёх основ — четырёх миров Ацилут, Брия, Йецира и Осия. Таким образом, всегда есть только четыре основы. Это правило — всеобщее, ибо Эйн Соф не может быть включён ни в какое правило или расчёт.

Вначале все миры едины и представляют собой единое Имя Всевышнего. Затем они разделяются на четыре основы, не считая их корня — Адам Кадмон, — колючки на букве йуд, и это десятая, высшая, общая для всех сфира, называемая Кетер. Затем эти четыре основы делятся на девять упомянутых сфирот.

Всё это входит в две категории: Создатель и созданные. И именно это сказано в «Пиркей де-раби Элиэзер» (глава 3): «До того как был создан мир (имеется в виду наш мир), Он и Имя Его были едины». Эйн Соф, называемый «Он», и созванные, составляющие Его Имя (четырёхбуквенное Имя Всевышнего), — всё это было едино, ибо «пламя было сокрыто в угле»298.

Как уже объяснялось, все миры включены в четырёхбуквенное Имя, которое делится на четыре основы и десять сфирот. Кроме того, каждый из миров сам по себе делится таким же образом. То есть мир Ацилут — буква йуд, называемая Хохма, — в свою очередь, делится на все упомянутые аспекты. В нём есть полное четырёхбуквенное Имя, которое делится на четыре основы и десять сфирот, как уже объяснялось относительно совокупности всех миров. И таким образом устроен каждый из пяти упомянутых миров. И таким же образом дробление происходит и далее, так что даже в нашем, низменном, мире нет создания, даже самого незначительного, в котором не было бы совокупности четырёх букв Имени Всевышнего и десяти сфирот. Всё это для того, чтобы показать, что всё создано силой Создателя, благословен Он, и нет ничего, кроме Него.

Ещё необходимо сообщить, что все эти аспекты и ступени от самой выси Адам Кадмон и до бездны в самом низменном мире, находятся одна над другой и одна внутри другой, ибо высшее облачается в нижнее, как душа в тело. Однако не всё высшее облачается в нижнее, а только его самая нижняя, небольшая часть облачается во всё нижнее. И таким образом — до самого конца миров. Так что все миры, как все вместе, так и их части, даже в самом низменном мире, во всех их деталях, соединены таким образом: один выше другого и один внутри другого. И все они облачают Эйн Соф, который — душа всех душ.

Однако во всех пяти мирах есть различия распространения светов — докуда они достигают, для того чтобы эти миры различались. Кроме того, есть ещё различия в деталях четырёх основ всех миров и в деталях их деталей, но здесь не место для объяснения этого.

Таким образом, как в распространении светов «сверху — вниз», любая сфира включает в себя все десять сфирот и каждая из них делится на тысячи и деся гки тысяч, так и в распространении светов «изнутри — наружу» происходит то же самое. Самый внутренний свет называется Кетер, на нём — Хохмя, далее — шесть концов Тиферет, а самый внешний — Малхут. И таким же образом — во всех деталях, каждая из которых делится на тысячи и десятки тысяч частей. И поскольку это явление объясняется по отношению ко всем мирам, кроме мира Осия, кратко объясним его здесь, в мере, необходимой для нашей темы.

Есть семь небосводов. Самый верхний называется Аровот, так как он включает в себя три первые сфирот мира Осия, — а именно: сферу 299 Сехель300, сферу Макиф301 и сферу Мазалот. И ещё пять сфер: Шабтай, Цедек, Маадим, Хама, Нога302, которые — Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах и hод. А шестая сфера — Йесод — включает в себя Кохав и Левану 303. А последняя сфера — Вилон304 — не используется ни для чего, так как это сфира Малхут мира Осия. И сама эта сфира делится на десять её сфирот: Вилон, её Кетер и четыре основы — «огонь», «воздух», «вода» и «прах» нижнего мира, которые Хохма, Бина, шесть концов Тиферет и Малхут. Таким образом, Малхут Малхута мира Осия — это основа « прах», сосуд и материя для всего мира. И в этой основе, в «прахе», находятся все порождения всех четырёх упомянутых основ, как сказано: «… всё было из праха…» (Коhэлет 3:20).

Итак, мы объяснили порядок «сверху — вниз», а теперь объясним порядок «изнутри — наружу».

Основа «прах» состоит из десяти сфирот, их Кетер — самый внутренний и называется Йехида основы «прах». Внешнее, по отношению к нему, — Хохма, она же Хая, ещё более внешнее — Бина, которая Нешама. Ещё более внешнее — шесть концов Тиферет, Руах, а затем — Малхут, — нефеш основы « прах». И этот Малхут делится на десять его сфирот, и его внешний Малхут — это, собственно, материальная основа «прах», в котором нет никакой духовности, а только тёмная материя, называемая «неживое», а всё, что внутри него, называется нефеш (душа) «неживого». Таким же образом в основе «вода». В этой основе самый внешний Малхут называется «взращивающая вода», или «растительное» а всё, что внутри него, — это нефеш «растительного». И таким же образом в основах «воздух» и «огонь», которые суть «живое» и «говорящий». Но все четыре вместе составляют «неживое» — Нефеш, «растительное» — Руах, «живое» — Нешама, «говорящий» — Хая и «занавесь» — Йехида. И мы уже объясняли, что каждый аспект в них включает в себя все остальные.

Это ты найдёшь в речах философов под названием «силы» — они говорят, что в растительной душе есть питающая, притягивающая, переваривающая и отталкивающая силы; и так же они сказали по поводу души «живого», называемую движущей и чувствующей, — что в ней есть силы побуждения и уподобления, силы, создающие образы, и т. д. И подобным образом во всем.

Из всего вышесказанного выходит, что самый внешний Малхут в любом аспекте является «телом» этого аспекта, однако по-настоящему телом и тёмной материей называется только самый внешний, последний Малхут в мире Осия, как «сверху — вниз», так и «изнутри — наружу». И только эта точка является полностью материальной основой «прах». И это самое тёмное и материальное тело всех миров.


297 Дословно — «нет конца», то есть «Бесконечный».

298 Эту аллегорию разъясняет РаМХаЛь в книге «Путь древа жизни»: «Представь себе тлеющий уголёк, пламя которого заключено и сокрыто внутри, но если раздуть его, пламя разгорится и вырвется наружу, распространяясь вширь, и в пламени этом ты увидишь гамму оттенков, невидимых в угольке изначально, хотя все они из него вышли».

299 Во избежание путаницы: сфира и сфера суть разные вещи. Сфира — это каббалистическое понятие, требующего отдельного объяснения, а словом «сфера» мы переводим термин галгаль

300 «Разум».

301 «Окружающая».

302 Это названия планет: Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий и Венера.

303 Солнце и Луна.

304 «Занавесь».

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.