Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такое сфирот?

Темы: Сфирот, Реувен Куклин, Каббала

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, я часто слышу термин «сфирот». Я понимаю, что это понятие связано с каббалой, но у меня нет совершенно никакого представления, что оно значит. Не могли бы Вы его пояснить?

С уважением, Ривка

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Ривка,

Понятие сфирот является одним из наиболее фундаментальных в Каббале. Несомненно, всё, что связано со сфирот — глубокие вещи, которые невозможно понять человеку, не достигшему уровня изучения Каббалы[1]. Поэтому в рамках письма нельзя дать сколько-нибудь глубокое представление о сфирот. Постараюсь привести лишь общие сведения о сфирот, которые помогут примерно представить, о чём идет речь.

Сфирот — это основные «каналы», качества, посредством которых Творец руководит миром. Существует 10 сфирот: Хохма (мудрость)[2], Бина (понимание), Даат (знание), Хэсэд (милосердее), Гвура (могущество), Тифэрет (великолепие), Нэцах (вечность), hод (красота), Йесод (основа), Малхут (царство).

Сфирот делятся на четыре основные группы. Каждая группа включает в себя три сфиры (1. Хохма, Бина, Даат; 2. Хэсэд, Гвура, Тифэрет; 3. Нэцах, hод, Йесод), и одна группа состоит только из одной сфиры — Малхут.

Если говорить образно, то в каждой из этих трёх групп есть сфира, которая стоит справа (со стороны Милосердия)[3], другая — слева (со стороны Суда), а третья — как бы средняя между ними (включает в себя две «крайние» сфирот):

Бина — Даат — Хохма

Хэсэд — Тифэрет — Гвура

Нэцах — Йесод — hод

Малхут

Ещё каббалисты делят сфирот на две основные группы: три первых и семь остальных.

Первая группа включает в себя три первых сфирот: Хохма, Бина и Даат. Она называется на языке каббалистов гар. Это слово — аббревиатура: гимель ришонот (три первых). Гар считаются как бы главными сфирот. Царь Шломо упоминает гар в книге Мишлей, говоря (3, 19): «Г-сподь мудростью (бэ-хохма — намекает на Хохма) основал землю, утвердил небо пониманием (би-твуна — намекает на Бина). Сознанием Его (бэ-даато — намекает на Даат) разверзлись бездны и облака каплют росою».

Вторая группа включает в себя семь «нижних» сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрет, Нэцах, hод, Йесод. Эта группа сфирот называется на языке каббалистов зат, что означает: заин тахтонот — семь нижних.

Царь Давид намекает на зат, говоря (Диврэй а-Йамим 1, 29): «Твоё, Г-споди, величие (а-гдула — намекает на Хэсэд) и могущество (а-гвура — намекает на Гвура), и слава (вэ-а-тифэрет — намекает на Тифэрет), и вечность (вэ-а-нэцах — намекает на Нэцах), и красота (вэ-а-hод — намекает на hод), потому что всё, что в небесах и на земле, Твоё, Г-споди; Твоё царство (а-мамлаха — намекает на Малхут), и превознесен Ты над всеми».

Как сказано, посредством этих качеств и их сочетания Творец управляет миром. Каббалисты знают, что в точности означает каждая из этих сфирот. И это помогает им понять, как Творец управляет этим миром, а также как «привлечь различные влияния» — влияние различных качеств.

Как известно, в Торе Творец называется различными именами[4]. Каждое имя Творца «намекает» на одну из сфирот или на их сочетание.

Упоминая имена Творца в молитве, каббалисты обращаются к Творцу как к Проявляющему Себя в этих качествах. Однако обращаться с молитвой к самим сфирот — большой грех, поскольку молитва должна быть обращена только к Самому Творцу и ни к кому и ничему другому. Мудрецы делают вывод (Сифри)[5] на основании слов Моше (Даврим 4, 7): «…когда бы мы ни воззвали к Нему»— «именно к Нему необходимо взывать (молиться), а не к Его сфирот»[6].

С уважением, Реувен Куклин


[1] О том, кому позволено изучать Каббалу, а кому нет, см. «Кто может изучать Каббалу?».

[2] Перевод неточный. Нет возможности точно перевести эти понятия на русский язык.

[3] Правая сторона в Каббале связана с Милосердием, а левая — с Судом.

[4] Об именах Творца см. «Как зовут Б-га?».

[5] К сожалению, эта часть до нас не дошла, но она упоминается во многих священных книгах.

[6] Ещё об этом см. «Почему нельзя молиться ангелам?».

Материалы по теме


Сегодня по реке Иордан пролегает граница между Израилем и государством Иордания. А когда-то река Иордан разделяла владения колен Израилевых. Берегам Иордана довелось стать свидетелями многих чудесных событий еврейской и мировой истории Читать дальше

Наш наследный удел 9. Страна чудес

Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им

Моше бен Амрам. Завоевание восточного берега Иордана

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.

Гора Сартаба

Разные авторы
5

Это высотка над Иорданской долиной, по свидетельству наших мудрецов, в древние времена, когда начало нового месяца устанавливалось Сангедрином в Иерусалиме, она была второй от Иерусалима точкой передачи "огненного" телеграфа. От Масличной горы до Вавилона были приготовлены большие стога хвороста и в момент освещения нового месяца, которые поочередно зажигались, таким образом передавалось сообщение о начале нового месяца.

Синагога в Бейт Альфа

Рав Авраам Коэн

В кибуце Бейт Альфа нашли остатки древней синагоги с прекрасно сохранившейся напольной мозаикой. Главное в мозаике — это 12 знаков зодиака в еврейском представлении древнего еврейского художника.