Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такое сфирот?

Темы: Сфирот, Реувен Куклин, Каббала

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, я часто слышу термин «сфирот». Я понимаю, что это понятие связано с каббалой, но у меня нет совершенно никакого представления, что оно значит. Не могли бы Вы его пояснить?

С уважением, Ривка

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Ривка,

Понятие сфирот является одним из наиболее фундаментальных в Каббале. Несомненно, всё, что связано со сфирот — глубокие вещи, которые невозможно понять человеку, не достигшему уровня изучения Каббалы[1]. Поэтому в рамках письма нельзя дать сколько-нибудь глубокое представление о сфирот. Постараюсь привести лишь общие сведения о сфирот, которые помогут примерно представить, о чём идет речь.

Сфирот — это основные «каналы», качества, посредством которых Творец руководит миром. Существует 10 сфирот: Хохма (мудрость)[2], Бина (понимание), Даат (знание), Хэсэд (милосердее), Гвура (могущество), Тифэрет (великолепие), Нэцах (вечность), hод (красота), Йесод (основа), Малхут (царство).

Сфирот делятся на четыре основные группы. Каждая группа включает в себя три сфиры (1. Хохма, Бина, Даат; 2. Хэсэд, Гвура, Тифэрет; 3. Нэцах, hод, Йесод), и одна группа состоит только из одной сфиры — Малхут.

Если говорить образно, то в каждой из этих трёх групп есть сфира, которая стоит справа (со стороны Милосердия)[3], другая — слева (со стороны Суда), а третья — как бы средняя между ними (включает в себя две «крайние» сфирот):

Бина — Даат — Хохма

Хэсэд — Тифэрет — Гвура

Нэцах — Йесод — hод

Малхут

Ещё каббалисты делят сфирот на две основные группы: три первых и семь остальных.

Первая группа включает в себя три первых сфирот: Хохма, Бина и Даат. Она называется на языке каббалистов гар. Это слово — аббревиатура: гимель ришонот (три первых). Гар считаются как бы главными сфирот. Царь Шломо упоминает гар в книге Мишлей, говоря (3, 19): «Г-сподь мудростью (бэ-хохма — намекает на Хохма) основал землю, утвердил небо пониманием (би-твуна — намекает на Бина). Сознанием Его (бэ-даато — намекает на Даат) разверзлись бездны и облака каплют росою».

Вторая группа включает в себя семь «нижних» сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрет, Нэцах, hод, Йесод. Эта группа сфирот называется на языке каббалистов зат, что означает: заин тахтонот — семь нижних.

Царь Давид намекает на зат, говоря (Диврэй а-Йамим 1, 29): «Твоё, Г-споди, величие (а-гдула — намекает на Хэсэд) и могущество (а-гвура — намекает на Гвура), и слава (вэ-а-тифэрет — намекает на Тифэрет), и вечность (вэ-а-нэцах — намекает на Нэцах), и красота (вэ-а-hод — намекает на hод), потому что всё, что в небесах и на земле, Твоё, Г-споди; Твоё царство (а-мамлаха — намекает на Малхут), и превознесен Ты над всеми».

Как сказано, посредством этих качеств и их сочетания Творец управляет миром. Каббалисты знают, что в точности означает каждая из этих сфирот. И это помогает им понять, как Творец управляет этим миром, а также как «привлечь различные влияния» — влияние различных качеств.

Как известно, в Торе Творец называется различными именами[4]. Каждое имя Творца «намекает» на одну из сфирот или на их сочетание.

Упоминая имена Творца в молитве, каббалисты обращаются к Творцу как к Проявляющему Себя в этих качествах. Однако обращаться с молитвой к самим сфирот — большой грех, поскольку молитва должна быть обращена только к Самому Творцу и ни к кому и ничему другому. Мудрецы делают вывод (Сифри)[5] на основании слов Моше (Даврим 4, 7): «…когда бы мы ни воззвали к Нему»— «именно к Нему необходимо взывать (молиться), а не к Его сфирот»[6].

С уважением, Реувен Куклин


[1] О том, кому позволено изучать Каббалу, а кому нет, см. «Кто может изучать Каббалу?».

[2] Перевод неточный. Нет возможности точно перевести эти понятия на русский язык.

[3] Правая сторона в Каббале связана с Милосердием, а левая — с Судом.

[4] Об именах Творца см. «Как зовут Б-га?».

[5] К сожалению, эта часть до нас не дошла, но она упоминается во многих священных книгах.

[6] Ещё об этом см. «Почему нельзя молиться ангелам?».

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский