Темы: Сфирот, Каббала, Сфират аомер, Исправление качеств, Самосовершенствование
В чем смысл нашего существования? Каково наше предназначение? В течение жизни мы не раз задаем себе эти вопросы и ищем ответы на них. Одни — погружаясь в медитацию, другие — изучая труды психологов и психоаналитиков, третьи — в йоге, четвертые — в философии нового времени… В своих поисках многие люди почему-то не принимают в расчет древний, прошедший вековую проверку, источник. Между тем, именно в нем каждый из нас может отыскать точные, лаконичные ответы. Это откровение дано нам более чем 3300 лет назад на горе Синай. И называется оно — ТОРА.
В Торе и ее сюжетах — история нашей жизни, некий духовный план, который освещает глубины нашей души и психики. Каждое событие в ней отражает тот или иной аспект нашего внутреннего мира. В ней содержатся конкретные указания — заповеди (мицвот), при помощи которых Тора учит нас, как выразить себя, согласно предназначению Творца. Расшифровывая ее законы, мы обнаруживаем в ней личностные послания.
Процесс получения Торы начался с момента выхода евреев из Египта — за 49 дней до великого события, ее дарования.
Эти 49 дней традиционно называют «сфират а Омер», что означает счет Омера. В третьей книге Торы сказано: «И отсчитайте себе от второго дня празднования до дня принесения вами Омера возношение 7 недель. Полными они должны быть» (Ваикра, 23:15). Омер — мера ячменя (приблизительно 2 кварты), которую евреи приносили во время послеполуденной молитвы (минха) или дневного жертвоприношения — на второй день праздника Песах. Приношение Омера осуществлялось в эпохи, когда у евреев был Первый и Второй Храм. После разрушения Первого и Второго Храмов жертвоприношение стало невозможным. Однако традиция отсчета сохранилась. Начиная со второй ночи Пейсаха в конце вечерней молитвы (арвит) евреи ежедневно в течение 7 недель (в целом получается 49 дней) ведут счет омера, читают благословения и называют «порядковый номер» дня по возрастающей. И так — до праздника Шавуот, который отмечают на следующий, 50-й день с момента освобождения евреев из рабства.
Что означает «счет 49 дней» и как это соотносится с нашим стремлением получить Тору? Существует ли связь между счетом Омера и нами, современными людьми? Каким образом этот отсчет можно применить для исследования различных граней нашей души?
Ответы на эти вопросы — в глубинном понимании такого важного для евреев события, как выход из Египта. Слово «мицраим» (в переводе с иврита — Египет) имеет дополнительное значение, которое подразумевает все формы подчинения, которые ограничивают нас, стесняют нашу свободу, тормозят наше развитие.
Таким образом, выход из Египта для нас — освобождение от ограничений. После выхода из Египта следующие 49 дней евреи провели в пустыне, где духовно готовились к величайшему событию всех времен — дарованию Торы на горе Синай Моше (Моисею) и всему еврейскому народу.
Этот 49-дневный период стал временем духовного очищения. В течение 49 дней шаг за шагом евреи поднимались к наивысшей духовной чистоте. Этот период духовного очищения так же актуален для нас, как и 3000 лет назад. В древности евреи были рабами в Египте, сегодня мы тоже — рабы, рабы собственных желаний, которые нам далеко не всегда удается контролировать.
49 дней счета учат нас, как приобрести контроль над своими эмоциями. Они показывают, как духовно очиститься, следуя вечным истинам Торы.
После 49-дневного периода наступает 50-й день — день дарования Торы. Что он означает для нас? В этот день мы празднуем Шавуот, праздник духовного возрождения, которое произошло благодаря оценке и развитию каждого из 49 атрибутов. В этот день мы могли бы завершить духовное очищение, удостаиваясь тем самым получения Торы. Однако способности наши ограничены, и мы не можем достичь подобающих высот. Мы лишь получаем возможность соприкоснуться с Б-жественным. Впрочем, и это доступно лишь тем, кто не только очистил свойства своей души, но и проявил способность подняться над ограниченностью своего существования.
Счет Омера соответствует периоду выхода из Египта. Это процесс достижения личной свободы.
Слово сфира на иврите имеет несколько значений. Известный каббалист РаМаК (раби Моше Кордоверо, умер в 1570 г.) в своем монументальном труде Пардес писал, что слово сфира — синоним к словам миспар (номер) и сипур (рассказ). Еще одно значение корня сфира — сапир (сапфир, камень, светящийся полупрозрачный кристалл).
Счет Омера связан с различными аспектами эмоциональной жизни. А вместе дни сфиры рассказывают нам историю нашей души.
Образ человека характеризуют 7 эмоций, качеств (на ивр. их принято называть сфирот). Каждая из них, сочетаясь со всеми семью, дает семь вариантов, что в общей сложности составляет число сорок девять.
Каждый день нашей жизни по-своему уникален. Каждый — привносит в человеческое бытие уникальную энергию.
Каждый из 49 дней сфиры связан с одной из 49 человеческих эмоций. Каждый содержит специфическую энергию для их проверки и очищения. После очищения и совершенствования в течение 49 дней мы готовы к дарованию Торы. В этот период мы полностью синхронизированы с 49 атрибутами Всевышнего.
49-дневный период сфиры считают в днях и неделях. Семь дней каждых семи недель составляет 49 дней. Каждая неделя представлена специфическим атрибутом, а каждый день каждой недели представляет аспект этого атрибута. Например, первая неделя сфиры обозначена понятием Хесед — атрибут милосердия. Первый день первой недели мы уделяем внимание аспекту Хеседа в Хеседе. Во второй день первой недели мы сосредоточиваемся на Гвуре в Хеседе, т.е. на аспекте сдержанности в милосердии. На третий день первой недели рассматриваем гармонию (Тиферет) в милосердии. И таким образом — все 7 недель.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Что мешает нам становиться праведниками? Тяга к сиюминутным развлечениям.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Разница между путями праведника и грешника. Дурное начало завлекает, начиная с малого.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Поколение, которое стояло на горе Синай, достигло невиданных духовных высот. Почему же Творцу потребовалось поднимать над ними гору?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Элиягу Элиэзер Деслер,
из цикла «Эссе о благодеянии»
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тот, кто дает или одалживает евреям деньги под проценты или является посредником, свидетелем или гарантом в подобных сделках, что во многих случаях является запретом Торы, кроме этого нарушает также запрет «Не ставь препятствия перед слепым».