Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Верить ли в награду и наказание? Безгранично ли Б-жественное творение?

каббалист: Знай, что Создатель обладает Желанием, и пойми, что значат слова: «Он и Желание Его».

исследователь: Как я понимаю, о Нем мы можем говорить в двух аспектах: о Его собственной сущности и о Его Желании.

каббалист: Ты с этим согласен? исследователь: Очевидно, ведь о каждом пред

мете мы можем говорить отдельно в аспекте любого из его свойств.

каббалист: Знай, что о Его собственной сущности нам запрещено говорить и нет никакой необходимости входить в подобные рассуждения. Достаточно того, что мы знаем о ней, а говорить что-либо, кроме этого, — запрещено. Все наши рассуждения — о Его Желании. Оно ближе к нам, и рассуждения о нем нам разрешены, ибо тогда мы не затрагиваем Его собственную сущность.

исследователь: Хорошо, будем говорить о Его Желании, хотя и об этом — что мы можем сказать? Ведь Его Желание и мысли неисчерпаемы, а безграничное и неисчерпаемое невозможно исследовать.

каббалист. Ты сам направил нашу беседу в нужном направлении и теперь не сможешь отступить. Скажи мне, ты ведь должен верить в «награду и наказание», ибо это относится к основам веры?! Если так, следовательно, есть поступки, за которые Всевышний хочет наградить тех, кто их совершает, а есть такие, за которые Он накажет! Бывает время «возвышать» и время «унижать», время «бедности» и время «богатства». Следовательно, в Его Желании есть награда и наказание, возвышение и унижение. И все это находится в продуманном порядке. Таким образом, есть определенный порядок управления, и мы можем говорить о нем, не затрагивая Его собственной сущности. В конце концов, это и есть качества Его Желания, которые мы хотим исследовать и познавать.

исследователь: Очевидно, что обо всем этом мы можем рассуждать, ибо это — Его пути.

каббалист: Только скажи, был ли Он вынужден сотворить мир именно таким путем? Конечно, так нельзя говорить! Он мог бы сотворить все одним речением, а сотворил десятью. Также нельзя сказать, что Он не мог бы сотворить больше созданий, чем сотворил, ведь даже ты признаешь, что Он всесилен и ничем не ограничен. И, тем не менее, мы видим, что сейчас Он совершает конечные и ограниченные действия. Ведь награда и наказание вершатся согласно большинству человеческих поступков. Таким же образом и сотворение мира произошло ограниченными действиями, а не Его неограниченной силой. Ведь если бы Он творил своей неисчерпаемой силой, то и Творение было бы безграничным. Таким образом, о Его Желании мы должны рассуждать в двух аспектах: то, что Он мог бы хотеть, и это неисчерпаемо, и то, что Он захотел, — ограниченное конечной целью и рамками.

исследователь: Верно! Истинность твоих утверждений невозможно отрицать.

каббалист: Теперь, для того чтобы говорить о ступенях, мы должны дать им имена. Ибо без имен невозможно называть предметы и отличать их один от другого. Имена, которые этим ступеням дали мудрецы Каббалы, это «Эйн Соф», указывающее на возможное Желание, неограниченное во всех его сфирот. А то, что Он захотел в ограниченной форме, включено в конкретные качества, которым дали имена мудрецы Каббалы. Все они называются «сфирот», и к ним относятся «Хесед», «Дин», «Рахамим» и так далее. Все они и все их конкретные свойства — это и есть аспекты Желания, силой которого Всевышний решил сотворить мир и управлять им. А о неисчерпаемом, всемогущем Желании 20 мы не говорим, ибо оно нам недоступно, и более того — запрещено даже пытаться исследовать его, как сказано: «В сокрытом от тебя не ищи…». Так как ограниченный человеческий разум не способен постигать неограниченные вещи 21. Качества же ограниченного Желания и являются тем, что мы стремимся понять. А именно: то, как из них возникает Творение, как оно ими управляется, какова их конечная цель и как соотносятся с ними заповеди.

исследователь: Слова твои прекрасны и удовлетворяют мой разум. И более того, все это настолько очевидно, что не может быть опровергнуто. Если бы я только мог развить твою мысль, дабы восполнить этим все трудные и странные для меня следствия из этой основы! Ведь до сих пор я не вижу для них обоснований. И еще, объясни мне ваши слова, что сфирот и даже сам Эйн Соф — это «света».

каббалист: Знай, что Желание в целом назвали «свечением», а Эйн Соф — «простым светом». Поэтому, таким же образом, отдельные силы и качества этого Желания мы называем «светами».

исследователь: Следовательно, эти имена — только аллегория.

каббалист: Как я вижу, ты ошибаешься в самом начале моего объяснения. Поэтому я считаю необходимым дать некое общее предисловие к этой чудесной мудрости — Каббале. Знай, что всякий, кто хочет понять сфирот, должен взять за основу свойства человеческой души. А свойства души — это не просто мысли, а реальные, действующие силы. Верно, что они очень тонки и не воспринимаются органами чувств, но, тем не менее, это силы, и они могут быть поняты человеком не только как мысли. Таковы же и высшие качества и образы действий, называемые сфирот, — это реально существующие явления. Ведь бытие Создателя и Его Желания реально, без всякого сомнения, а качества — это Его свет, ибо свет — это то, что светило излучает вовне. Также и Желание Единого Г-спода называется Его светом. Разумеется, это духовное свечение не похоже на материальный свет, так же, как Он, благословенный, далек от любой материальности. Мы называем Его Желание «простым светом», имея в виду Его свет 22, а не материальный, только мы поясняем, что этот свет — простой. Таким образом, «света», о которых мы говорим, и силы Желания, ‒ это именно света, реально существующие, так же, как и душа. Это и есть качества и силы, проявляющиеся из Высшего Желания и действующие в этом мире в совершенной мудрости.

исследователь: Выходит, сфирот — это ограниченные силы Высшего Желания, и с их помощью совершаются все действия. Теперь объясни мне о мирах Брия, Йецира и Асия.

каббалист: Знай, что Высшее Желание решило совершать часть своих действий посредством посланников, то есть ангелов, а свет Его стоит 23 над ними, побуждая их исполнить свое предназначение. Следовательно, мы должны говорить о двух аспектах Его Желания: о силах, выстроенных согласно порядку управления, и о «свете», стоящем над посланниками, точнее, о том, каким образом он стоит над ними, действует через них 24 и реализует постановления Всевышнего. Ацилут — не что иное, как совокупность сил, вытекающих из Его Желания; эти силы и составляют систему сфирот во всех ее элементах и связях между ними. Следовательно, мы вынуждены сказать, что во всех своих деталях мир Ацилут — это Б-жественность. Другими словами, каждая из этих категорий 25 называется отдельным миром. Мир Б-жественности ‒ это силы управления, и не более того. А миры Б.Й.А. 26 — это другие категории, где Он стоит над своими посланниками, дабы они делали то, что необходимо. Так же, как Ацилут — это категория сил самого Желания, так Б.Й.А. — это категория сил, действующих благодаря инициации сверху, когда сами они находятся внизу. Б.Й.А. — это миры, построенные из двух элементов: из «свечения», управляющего посланниками и стоящего над ними, и самих посланников, действующих согласно его приказам. В связи с этим я хочу обратить твое внимание на нечто великое: Б-жественные «света», стоящие сверху, — это Нешама 27 для всех частей трех миров Б.Й.А., а все части этих миров и ангелы-служители 28 в них относительно Б-жественных «светов» называются Руах 29 и Нефеш 30. Именно эти миры выстроены согласно порядку Нефеш — Руах — Нешама, однако здесь не место для подробных объяснений этой темы, поскольку это связано со знанием деталей системыправления. И сами Б-жественные «света», названные Нешама, будут разделены согласно порядку НаРаН 31, когда мы начнем рассматривать их в деталях. Но пока мы только определяем категории видов, необязательно обращать внимание на их детали. Детали в самих видах приобретают значение только тогда, когда их сравнивают между собой в рамках одной категории. А в рамках категорий можно сказать, что Б-жественность — это Нешама в Б.Й.А., а Б.Й.А. — это Руах и Нефеш. Но это не значит, что Нешама в Б.Й.А. — это одна Б-жественная сущность, а Нефеш и Руах — другая. Это разделение — общее, а не детальное, которое делит их на части, ибо здесь мы внесли понятия Нефеш и Руах только относительно Нешамы.


22 Не физический.

23 То есть постоянно поддерживает их существование и управляет ими.

24 Как у человека, состоящего из души и тела, ‒ хотя действия сове — шаются посредством тела, на самом деле действует только душа.

25 Миры Брия, Йецира и Асия.

26 Б.Й.А. — принятое сокращение для обозначения миров Брия, Йецира и Асия. См.отри прим.ечание 2.

27 Нешама — название высшего из трех упомянутых здесь уровней души. Слово нешама одного корня с глаголом линшом («дышать»). Так говорит об этом Рамхаль в книге «Путь древа жизни»: «По этой причине сказал Элиу (Иов 32:8): “Посему это дух в человеке, и нишмат (дыхание) Господа дает ему разумение”. Слово нишмат имеет такое же значение, как и в стихах “От нишмат (дыхания) Господа…” (там же, 4:9); “Нишмат (дыхание) Всевышнего — как огненная река” (Ишаягу 30:32)».

28 Ангелы.

29 Обычно переводится как «дух». Это слово означает также ветер, движение воздуха. Именно этот уровень души превращает человека в «живое существо, наделенное речью», и служит связующим звеном между уровнем нефеш, полностью входящим в тело, и возвышенными ступенями, почти не связанными с ним.

30 Обычно переводится как «душа», однако слово нефеш означает стремление, желание; это нижняя ступень возвышенной души, полностью входящая в тело и связанная непосредственно с животной душой.

31 Принятое сокращение трех уровней Нефеш — Руах — Нешама.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Десять лет жизни посвятил Рамбам написанию этого знаменитого труда, в котором он предпринял попытку составить полный кодекс законов по всем вопросам, связанным с выполнением заповедей. Читать дальше