Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такое «жертва назира (назорея)»?

Темы: Коэн, Храм, Чудеса, Назир, Спасение жизни, Жертвоприношения, Животные

Отложить Отложено

Шаббат Шалом! Какие виды жертв в иудаизме? И по недельной главе: «жертва благодарности» и «жертва назира» — что такое «жертва назира»?

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Перечислю сначала кратко основные виды жертв, приносимых в Храме: жертва всесожжения ола, грехоочистительная жертва хатат, повинная жертва ашам и мирная жертва шламим. Три первые категории жертв — ола, хатат и ашам — относились к так называемым жертвам «высокой святости» (кодшей кодашим; здесь и в названиях жертвоприношений — ударение на последнем слоге). Их либо сжигали целиком, либо отдавали коэнам, которые должны были их есть на территории храмового двора.

Жертвы шламим назывались также жертвам «малой святости» (кодашим калим). Долю от них получал коэн, остальное же хозяин жертвенного животного съедал на территории Иерусалима. К категории жертв малой святости относилась собственно мирная жертва, а также первенцы скота, десятина приплода скота, пасхальная жертва, и, наконец, благодарственная жертва и жертва назира.

Благодарственная жертва — это разновидность мирной жертвы, приносимая в благодарность за спасение, посланное Всевышним. Ее приносил, например, тот, кто вернулся из дальнего морского путешествия или пересек пустыню, узник, вышедший из тюрьмы, или то, кто перенес опасную болезнь (Брахот 54 б).

Интересно, что эту жертву можно было принести и просто по желанию, безо всякой видимой причины. Возможно, это говорит о том, что мы часто сами не замечаем тех чудес, которые с нами происходят. Поэтому стоит время от времени приносить жертву благодарности за те чудеса, на которые мы даже не обратили внимания (Аамек Давар).

Вместе с благодарственной жертвой приносилось хлебы четырех видов — по десять хлебов каждого вида. Три вида были из пресного теста, и один — из квасного. По одному хлебу каждого вида, а также голень и грудину жертвенного животного отдавали коэну приносившему жертву, все же остальное мясо и хлеба ел хозяин животного.

Обилие хлебов, которые нужно было съесть в течение дня и ближайшей ночи, означало: нужно созвать друзей на благодарственную трапезу, чтобы поведать им о своем чудесном спасении, как сказано (Тэилим 107:22): «И принесли жертвы благодарности, и рассказали о деяниях Его с ликованием». По той же причине среди хлебов благодарственной жертвы были и квасные: они вкуснее, чем маца, и смогут привлечь больше гостей на благодарственную трапезу (Аамек Давар). Ведь нет большей радости для Всевышнего, чем благодарность живущих в этом мире и их понимание и признание, что всё исходит от Него и случайностей не бывает (рав Моше-Давид Вали, 1697-1776, Италия).

Назиром назывался человек, давший обет не пить вина, не стричься и не оскверняться прикосновением к умершему (см. Бемидбар 6:1-21). По истечении срока своего нэзирута («назорейства») он должен был принести ягненка в жертву всесожжения, овечку — в грехоочистительную жертву и барашка — в жертву мирную.

Интересно, что мирная жертва назира тоже должна быть съедена в течение дня и ближайшей ночи и вместе с ней тоже приносили корзину с хлебами, что делает ее похожей на благодарственную жертву. И действительно: назир тоже должен поблагодарить Творца за то, что Тот помог ему исполнить свой обет, достигнув новых уровней святости и близости к Нему, как сказано (Амос 2:11): «И из ваших сынов возводил Я в пророки, и из ваших юношей — в назиры…»

Что происходит, если назир нарушил обет и осквернился прикосновением к умершему? Ему придется начать исполнение обета сначала — предыдущие дни не засчитываются. Кроме того, в этом случае также приносятся жертвы: два молодых голубя или две горлицы — в грехоочистительную жертву и жертву всесожжения.

В Торе сказано так (Бемидбар 6:11): «И приготовит священнослужитель одного из них в очистительную жертву и одного во всесожжение, и искупит его от того, чем согрешил из-за души…» Согласно простому пониманию, здесь идет речь о душе умершего, то есть коэн искупит грех, который назир совершил, прикоснувшись к умершему.

Но у мудрецов есть интересное толкование: «Раби Эльазар а-Капар говорит: “За то, что огорчал себя, воздерживаясь от вина” (Сифрей, Назир 19а)». То есть, он совершил грех против своей собственной души, отказавшись от того, что Тора не запрещает. И это вызывает у нас непонимание: как назир, которого сама Тора называет «святым», вдруг стал грешником?!

Вероятно, следует сказать: поскольку ему придется начать выполнение обета сначала, его отказ от вина оказался бессмысленным и поэтому — неоправданным. И, всё же, не совсем понятно, в чем его грех. Ведь прикоснуться к умершему он мог совершенно случайно, как сказано: «А если умрет кто-либо при нем нежданно…» (Бемидбар 6:9).

Здесь мы видим важное правило: истинная оценка поступков человека зависит от их внутренней мотивации. Если отказ от вина был продиктован любовью к Творцу и стремлением стать лучше, Бог помогает и бережет человека от неприятных событий. Но, если истинной причиной принятия обета были гнев, зависть, обида и прочие некрасивые «движители», Б-г не оказывает человеку поддержки и тому будет трудно завершить исполнение обета благополучно (см. комментарий Кли Йакар к Бемидбар 6:11). Поэтому, когда человек хочет взять на себя больше, чем требует Закон, ему следует проверить себя — каковы истинные мотивы этого стремления.

Остается только просить Всевышнего, чтобы всеми нашими поступками руководило одно желание — исполнить Его волю!

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше