Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Правильно ли совершать моральный поступок по привычке?

Темы: Исправление качеств, Характер, Добро и Зло

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, правильным ли будет совершение морального поступка по привычке? Я склоняюсь к мысли, что будет неправильным потому, что будет автоматическим и подсознательным.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Частично я готов с Вами согласиться, а частично нет. Объясню, почему. Когда моральные поступки входят у нас в привычку, это значит, что они стали частью нас и «вытекают» из хороших качеств нашего характера. И это хорошо, ведь в этом заключается цель исправления своих качеств! Например, Рамбам пишет, что лучше давать цдаку много раз по чуть-чуть, чем один раз много. Почему? Чтобы приучить себя помогать другим с легкостью и без лишнего напряжения. Т.е. мы должны сделать так, чтобы это стало качеством нашего характера и вошло в привычку.

Вообще, исправление качеств основано на том, что мы воздействуем на собственное подсознание. Учение Мусар (основатель — раби Исраэль Салантер) исходит из следующего положения: недостаточно не нарушать запреты, нужно воздействовать на подсознательные импульсы к нарушению запретов. Таким образом, учение Мусар предлагает влиять на саму склонность к дурному и работать над корнем проблемы, а не над ее проявлениями.

Это же работает и в отношении правильных действий: мы должны стремиться, чтобы поступать правильно стало нашим инстинктивным желанием, т. е. должны развивать в себе добрые качества, которые будут «толкать» нас делать добро. Поэтому, если мы совершаем что-то хорошее на автоматическом уровне, в этом нет ничего плохого, это и есть цель воспитания хороших качеств.

Но, безусловно, даже когда мы вырабатываем в себе какое-то хорошее качество, нельзя полностью поддаваться порывам, хоть они и исходят из хорошего корня. Мы должны руководствоваться разумом, чтобы это «добро» объективно было добром, а не только удовлетворением нашего желания сделать что-то хорошее.

Также было бы неплохо перед каждым правильным действием сосредоточиться на намерении исполнить заповедь. Но в сфере межличностных отношений это необязательно.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Попробуем разобраться, почему законам земледелия в Торе отведено особое место, и как именно они могут выражать признание единовластного господства Творца над Миром Читать дальше

«Господин Сельдерей»

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы о Шмите»

Цвика был одним из тех, чье сердце открылось и услышало эти позывные; он начал прислушиваться, всматриваться, искать смысл жизни, и в конце концов приблизился к волшебному миру Торы

Рука провидения

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы о Шмите»

Нашей последней надеждой был третий — самый большой участок. И он не подвел нас! Помидоры на нем выросли к сроку — сочные и румяные, без единой червоточины.

Пути Провидения

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы о Шмите»

Р. Хагай Киршенбаум, потомственный садовод, выращивающий этроги, является также агрономом, помогающим р. И. Эфрати в исследовании законов, связанных с работой на Земле Израиля. Кроме того, р. Хагай назначен главным раввинатом на роль контролера соблюдения законов орла (по закону Торы, деревья до 3-х лет считаются орла, и их плоды запрещены в пищу). На своей должности он повидал немало и может рассказать множество интересных и поучительных историй. Вот одна из них.

Законы года ШМИТЫ 5782. Вступление: важность, смысл заповеди и общие сведения о ней

Рав Лейб-Нахман Злотник