Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где и кто написал, что евреи вошли в воду именно «до кончика носа» и только тогда море расступилось?

Темы: Иштадлут, Мидраш, Исход из Египта

Отложить Отложено

Несколько раз на разных сайтах встречала такой абзац: «В Торе сказано: “И пошли сыны Израиля среди моря по суше” (Шмот 14, 22). Если они шли среди моря — то почему Тора говорит “по суше”? А если по суше — то почему Тора говорит “среди моря”? Чтобы мы знали, что море расступилось перед евреями только после того, как они погрузились в него до кончика носа».

Пыталась сама найти объяснение, где и кто написал, что именно до кончика носа и, главное, почему именно до кончика носа, и не нашла. Помогите, пожалуйста. Спасибо. Хая

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Хая!

Вопрос, который Вы задаете, задает и Мидраш Рабба, комментируя этот стих (Шмот 14, 22). Если «среди моря», то как понимать слова «по суше»? А если «по суше», то как понимать слова «среди моря»?

Мидраш отвечает: евреи вошли в море и шли в воде, пока она не дошла до носа. Только тогда море расступилось перед ними. Из других источников ясно, что не все евреи вошли в море, а только самые самоотверженные и преданные. По одному из мнений, первым был Нахшон бен-Аминадав, глава колена Йеуды. Так мидраш объясняет, почему они вошли «среди моря», а затем шли «по суше».

И Вы задаете очень верный вопрос: а где написано, что они шли, пока вода не дошла именно до носа? А, может быть, до пояса или до плеч? Мне кажется, что тут мидраш так понимает путь Б-га в руководстве миром: человек обязан сделать всё, что в его возможностях, и тогда, когда он исчерпал свои возможности, приходит помощь от Б-га. Войти в воду до пояса может любой, до плеч — многие. А где максимум? Мидраш говорит о максимальном человеческом усилии: максимум того, что человек может сделать, это войти до носа. Конечно, для поддержания жизни необходимо дышать. Но кто сказал, что надо дышать ртом? Можно дышать и носом.

Эти герои сделали максимальное усилие, и только тогда Б-г рассек перед ними море.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме

Мидраш рассказывает. Недельная глава Берейшит.

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Устная Тора о первой главе Пятикнижия.

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Врата воздаяния. О Геиноме

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.


Чтобы заложить основу настоящей дисциплины, нужно сделать своего ребенка собственным учеником, а для этого необходимы все терпение, забота и глубина внимания, которые имеются в вашем распоряжении. Читать дальше