Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В любом случае нет полного искупления без страданий. Об этом сказано: “Я накажу их бичом за преступления их и язвами — за их злодеяния” (Тэилим 89, 33)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 1, 4
Всевышний создал человека по образу и подобию Своему. Мудрецы учат, что имеются в виду качества Б-га, начиная с помощи.

Общаясь с людьми, помните: все мы созданы по образу Бога

БОГ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ; ПО ОБРАЗУ БОГА СОТВОРИЛ ЕГО (Берешит, 1:27)

Сказал р. Акива: «Люби ближнего, как себя (Ваикра 19:18) — это великий принцип Торы».

Сказал Бен Азай: «Когда Бог создал человека, создал по образу Своему (Берешит 1:26) — этот принцип еще важнее»[2].

Бен Азай имел в виду: раз человек создан по образу Бога — значит, соответственно его надо уважать.

Помогая другим, вы обретаете подобие Богу

И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ (Берешит, 1:27)

Хафец Хаим комментирует: «По образу Бога» означает способность человека уподобляться Творцу, который оказывает милость людям. Всякий, кто совершает добрый поступок, по-новому отражает Его деяния. А кто думает: «С какой стати я должен помогать другим?» — отчуждает себя от Бога.

Выживание человечества зависит от добрых дел. В радости или печали, все нуждаются в сочувствии и помощи. Это ясно всякому, кто об этом задумается.

Хесед (добрые дела) — такая важная заповедь, что Тора возвращается к ней снова и снова (Аѓават хесед — «Любовь делать добро»[3]).

Любите делать добро

Сказал пророк: «»Все, что от тебя требует Бог — поступать справедливо и любить хесед» (Миха). — «Надо искать возможность делать добро. Кто любит хесед, и в других пробуждает желание делать добро» (Аѓават хесед).

Хотя мы должны любить хесед, изучение Торы — важнее. Его не следует прерывать. Но если никто другой не может или не хочет совершить добрый поступок, это следует сделать нам, а потом вернуться к занятиям (Йоре деа).

Однажды, изучая Тору в синагоге Ковно (Каунас), р. Исраэль Салантер услышал разговор двух нищих, которые расположились в боковой комнатке. Один попросил другого проводить его к колодцу, потому что боится выходить ночью. А другой пробормотал, что не пойдет. Тогда р. Исраэль прервал занятия и пошел к колодцу, чтобы набрать воды для нищего (Хаей мусар).

Даже самое малое доброе дело — уже «мицва» — исполнение заповеди, и человек должен стараться ее выполнить. Например, разменять кому-то деньги — мицва (Хесед леАвраѓам). Фактически, каждый раз, передавая что-нибудь человеку, вы выполняете заповедь делать хесед (Пеле йоэц).

Но не надо все время просить других сделать для вас одолжение. Не беспокоить и не затруднять никого — тоже форма хесед (Ноам Элимелех).

 

 


 

[1] По традиции, за год Тору по частям прочитывают из свитка вслух по субботам в синагогах всего мира и начинают снова. Главы этой книги — развернутый комментарий к законам об отношениях между людьми в этих разделах.

[2] Иерусалимский Талмуд, Недарим, 9:4.

[3] Сейчас в моем переводе на русский язык вышла книга с ежедневными уроками по классической книге Хафец Хаима «Аѓават хесед» — «Любите делать добро» — ежедневные уроки. — Г.С.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина