Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний создал человека по образу и подобию Своему. Мудрецы учат, что имеются в виду качества Б-га, начиная с помощи.

Общаясь с людьми, помните: все мы созданы по образу Бога

БОГ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ; ПО ОБРАЗУ БОГА СОТВОРИЛ ЕГО (Берешит, 1:27)

Сказал р. Акива: «Люби ближнего, как себя (Ваикра 19:18) — это великий принцип Торы».

Сказал Бен Азай: «Когда Бог создал человека, создал по образу Своему (Берешит 1:26) — этот принцип еще важнее»[2].

Бен Азай имел в виду: раз человек создан по образу Бога — значит, соответственно его надо уважать.

Помогая другим, вы обретаете подобие Богу

И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ (Берешит, 1:27)

Хафец Хаим комментирует: «По образу Бога» означает способность человека уподобляться Творцу, который оказывает милость людям. Всякий, кто совершает добрый поступок, по-новому отражает Его деяния. А кто думает: «С какой стати я должен помогать другим?» — отчуждает себя от Бога.

Выживание человечества зависит от добрых дел. В радости или печали, все нуждаются в сочувствии и помощи. Это ясно всякому, кто об этом задумается.

Хесед (добрые дела) — такая важная заповедь, что Тора возвращается к ней снова и снова (Аѓават хесед — «Любовь делать добро»[3]).

Любите делать добро

Сказал пророк: «»Все, что от тебя требует Бог — поступать справедливо и любить хесед» (Миха). — «Надо искать возможность делать добро. Кто любит хесед, и в других пробуждает желание делать добро» (Аѓават хесед).

Хотя мы должны любить хесед, изучение Торы — важнее. Его не следует прерывать. Но если никто другой не может или не хочет совершить добрый поступок, это следует сделать нам, а потом вернуться к занятиям (Йоре деа).

Однажды, изучая Тору в синагоге Ковно (Каунас), р. Исраэль Салантер услышал разговор двух нищих, которые расположились в боковой комнатке. Один попросил другого проводить его к колодцу, потому что боится выходить ночью. А другой пробормотал, что не пойдет. Тогда р. Исраэль прервал занятия и пошел к колодцу, чтобы набрать воды для нищего (Хаей мусар).

Даже самое малое доброе дело — уже «мицва» — исполнение заповеди, и человек должен стараться ее выполнить. Например, разменять кому-то деньги — мицва (Хесед леАвраѓам). Фактически, каждый раз, передавая что-нибудь человеку, вы выполняете заповедь делать хесед (Пеле йоэц).

Но не надо все время просить других сделать для вас одолжение. Не беспокоить и не затруднять никого — тоже форма хесед (Ноам Элимелех).



[1] По традиции, за год Тору по частям прочитывают из свитка вслух по субботам в синагогах всего мира и начинают снова. Главы этой книги — развернутый комментарий к законам об отношениях между людьми в этих разделах.

[2] Иерусалимский Талмуд, Недарим, 9:4.

[3] Сейчас в моем переводе на русский язык вышла книга с ежедневными уроками по классической книге Хафец Хаима «Аѓават хесед» — «Любите делать добро» — ежедневные уроки. — Г.С.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.