Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Несмотря на то, что излишняя расточительность — не от доброго начала, иногда из этого может произрасти добро. Но предельная скупость — только во вред миру»Виленский Гаон, Совершенная мера, гл. 3
Храм не случайно находился в уделе Биньямина. Милосердие является главным качеством еврея, и Всевышний продемонстрировал это, расположив Храм среди наиболее милосердных.

ВОТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, КОТОРЫМ МОШЕ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ, БЛАГОСЛОВИЛ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ (Дварим, 33:1)

Мидраш комментирует: «Кто выступает в защиту еврейского народа, возвышается. Доказательство — Моше. Не называли его “человек Божий”, пока не стал выступать в защиту еврейского народа».

МОШЕ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ (Дварим, 33:1)

Мидраш рассказывает: верхняя часть Моше была Божественной, а нижняя часть — человеческой (Дварим раба). Рав Исраэль Салантер объяснял, что, Моше был духовным существом, но когда шел к людям — был человеком. Талмуд (Ктубот) говорит, что человек должен быть связан с другими, понимать их нужды.

А БИНЬЯМИНУ СКАЗАЛ: ЛЮБИМЫЙ БОГОМ БУДЕТ С НИМ В БЕЗОПАСНОСТИ; ОКРУЖИТ ЕГО ЗАБОТОЙ И БУДЕТ ПРЕБЫВАТЬ МЕЖ ЕГО ПЛЕЧ (Дварим, 33:12)

Тора намекает здесь на святой Храм в уделе (на территории колена) Биньямина, на горе Мориа, Храмовой горе в Иерусалиме (Раши).

Мидраш говорит, что Храм находился в уделе Биньямина, а не других сыновей Яакова, потому что только он не участвовал в продаже Йосефа и не нес за это вины. Поскольку Храм должен был служить местом молитв к Богу о милосердии, Он не хотел пребывать в уделе тех, кто не проявил милосердия (Ялкут Шимони).

И МОШЕ ВЗОШЕЛ ИЗ ДОЛИНЫ МОАВА НА ГОРУ НЕВО, НА ВЕРШИНУ ПИСГИ, КОТОРАЯ ПЕРЕД ЙЕРИХОНОМ, И ПОКАЗАЛ ЕМУ БОГ ВСЮ ЗЕМЛЮ, ОТ ГИЛАДА ДО ДАНА (Дварим, 34:1)

Рамбан пишет: Моше увидел всю страну, которую впоследствии приобретет еврейский народ. Поскольку Бог сознавал великую любовь Моше к еврейскому народу, Он хотел, чтобы Моше порадовался судьбе своего народа, и для этого дал ему увидеть всю эту землю.

Слова Рамбана раскрывают одно из замечательных свойств Моше рабейну. Он очень хотел войти в обетованную землю, но Бог ему запретил. Как естественно было бы позавидовать тем, кто получил такую возможность! Но Моше действительно любил свой народ и радовался за него.

И ПОХОРОНИЛ [Бог] ЕГО [Моше] В ДОЛИНЕ, НА ЗЕМЛЕ МОАВ, НАПРОТИВ БААЛЬ ПЕОРА…(Дварим, 34:6)

Раби Симлай сказал: «Начинается Тора с хеседа и заканчивает хеседом. В начале Торы сказано, что Бог одевает нагих (Брейшит, 3:21), а в конце говорит, что Бог хоронит мертвого» (Сота, 14).

Талмуд продолжает: «Как Бог хоронит мертвого, так и мы должны подражать ему и хоронить мертвых» (там же).

Однажды рав Исраэль Салантер, читая утренние молитвы, услышал шумный спор глав двух похоронных обществ. Умерла бедная женщина, и оба говорили, что хоронить ее — обязанность другого. Прервав молитвы, рав Исраэль снял талит и тфилин, собрал несколько учеников и позвал присоединиться к нему для похорон этой женщины. Поскольку ни одно общество не хотело ее хоронить, то, в соответствии с прямым указанием заповеди (когда никто другой не может ее исполнить), каждый должен прервать занятия, чтобы оказать последний хесед умершему (Тнуат амусар).

Один знакомый рава Арье Левина встретил его по дороге на похороны. «Кого хоронят?» — спросил знакомый. «Не знаю», — ответил рав Левин. Увидев изумленный взгляд, он объяснил: «На объявлении о похоронах было написано, что тот пережил большие страдания, а страдания возвышают. Так что я совершаю последний хесед для возвышенного человека» (Иш цадик ѓайя).

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.