Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Служить в Храме могут только коэны. А ведь вы, раввины, не знаете, от какого колена происходите?

27 ноября, темы: Коэн, Священник, Храм, Еврейская история, Левит, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил семь сыновей или 12 колен Израиля. Одиннадцать сыновей получили свои наделы земли, но Левий ничего не получил, ибо был призван, как и его потомки, к служению сначала в Скинии Ковчега, а позже и в Храме. Также известно, что это было строгое повеление от Б-га — о том, что никто другой не имел права служения, это каралось смертью! Однако позже было разрушение Храма и долголетнее вавилонское пленение, в результате чего евреи потеряли всю информацию, кто от какого колена происходит. Так ведь? Теперь у меня вот такой вопрос, уважаемые раввины: имеете ли вы право заниматься священнослужительством, ведь вы не знаете, от какого колена вы происходите? Прошу прошения, если написал что-то не то или кого-то обидел. Артур

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Артур!

Служить в Храме может только часть потомков Леви — коэны. Как же раввины могут быть священнослужителями, если они не знают, от какого колена происходят?

Хотя это на самом деле не относится к сути вопроса, начну с того, что как раз информация о том, кто произошел от колена Леви, а также — кто произошел от семьи коаним внутри этого колена по большому счету не потеряна. Как евреи в целом передавали из поколения в поколение информацию о том, что они евреи, так и левиты, и коаним передали соответствующую информацию о себе, и поэтому мы сегодня с уверенностью их таковыми считаем.

Но что касается самого Вашего вопроса — кто дает сегодняшним раввинам право заниматься служением — позвольте Вам сообщить, что сегодняшняя работа раввина — совсем не то служение, которое, согласно Торе, могут выполнять только коаним.

Главной обязанностью коаним, согласно Торе, являются жертвоприношения в Храме. Именно для этой цели они были избраны, именно для этого им изготовили особые облачения. Будь то приношения от всего народа или от отдельного человека, только коаним могут выполнять те действия, из которых состоит сама церемония приношения.

Работа левитов — помощь коаним в этом служении, которая в основном заключалась в исполнении песен во время жертвоприношений, а также в охране и поддержании Храма. Заниматься самим процессом жертвоприношения левитам запрещалось так же строго, как остальным. (Именно из-за этого взбунтовался Корах: он был левитом, причем из тех, кто в этом колене был наделен самыми священными обязанностями, но ему этого было мало, и он хотел быть коэном, да не рядовым, а первосвященником).

Остальным, как сказано, запрещено заниматься этой работой левитов и коаним. И, разумеется, после разрушения Храма уже и сами левиты и коаним не могут заниматься служением. Они продолжают соблюдать другие относящиеся к ним особые заповеди: например, коаним нельзя приводить себя в состояние ритуальной нечистоты, прикасаясь к трупу, нельзя жениться на разведенной и т. д., им предписано благословлять народ. Но служением в Храме они сейчас заниматься не могут.

Есть, однако, у колена Леви еще одно дело. Не получив земельного надела, который им пришлось бы постоянно обрабатывать, и посвятив себя служению Б-гу, левиты также стали ведущими мудрецами и преподавателями Торы, поскольку у них было больше времени и сил на ее изучение. Поэтому Тора (Дварим 17:8-11) говорит, что, если возникнут вопросы и сомнения по поводу того или иного закона, следует отправиться в Иерусалим и выяснить закон у левитов и коаним — в ту эпоху они были главными экспертами по Торе.

Рамбам говорит об этом («Мишнэ Тора», Законы года шмиты и йовеля 13:13): не только левит, но и любой еврей, который пожелает, может посвятить себя изучению Торы и отказаться от возделывания земли, а другие евреи будут отдавать ему десятины, как левиту. (Это, кстати, не значит, что человеку предоставляется возможность пожить «легкой» жизнью и избежать заботы о заработке. Ведь даже те, кто получает десятины и материальную поддержку других видов, на практике живут вовсе не в роскоши, часто с трудом сводя концы с концами, в то время как интенсивное изучение Торы, которым они занимаются, — очень нелегкий и изнурительный труд). Тора дана всем, и нет закона, который предписывал бы левитам заниматься ею больше, а остальным меньше. Наоборот, каждый должен изучать Тору как можно больше, в меру своих возможностей. Просто в первый период истории еврейского народа левиты на практике имели больше возможностей для ее изучения, поскольку им формально предписывалось отказаться от возделывания земли и заниматься исключительно служением Б-гу. Но, как сказано, посвятить себя изучению Торы может любой человек.

И после разрушения Храма, когда стало невозможно совершать жертвоприношения, именно изучение Торы стало главным способом служения Б-гу. Разумеется, те, кто в этом преуспевает, также имеют возможность преподавать Тору другим и определять, как применять ее законы и принципы в каждодневной жизни. Этим и занимаются те, кого сегодня называют раввинами.

Так что речь здесь идет не о служении в Скинии или Храме, заключавшемся в жертвоприношениях, а в преподавании Торы и принятии решений по применению ее законов. Первым могли заниматься только коаним, а левиты — помогать им в этом. Последним же может заниматься любой еврей, который посвятит себя изучению Торы и преуспеет в этом святом деле.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается. Явление антисемитизма почти столь же древнее, как и сам еврейский народ; явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. Читать дальше