Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нельзя перестать быть евреем? Или тот, кто перешел в другую веру или атеизм, уже не еврей?

27 июня, темы: Гиюр, Душа, Религия, Еврей, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Шалом! Подскажите, пожалуйста, каким образом решается следующее противоречие? Принято считать, что, родившись евреем или став им, пройдя гиюр, нельзя перестать быть евреем. Но в то же время еврей, перешедший в другие религии или в атеизм, уже евреем не является. Более того, он считается умершим человеком. Каким образом сочетаются мысль о том, что евреем перестать быть нельзя, с мыслью о том, что перешедший в иную религию или атеизм (например, бард Галич) — уже не еврей? Правда ли, что душа выкреста становится диббуком? N.

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемый N.,

Действительно, в Шульхан Арухе (Йорэ Дэа 268:2) сказано: тот, кто принял еврейство, даже если он отошел от него, остается в статусе еврея и, если он обручается с еврейкой, требуется гет, чтобы связь между ними была расторгнута и она могла выйти замуж за другого. А если нееврей обручается с еврейкой, обручение недействительно, гета не требуется. Правда, в примечаниях к Шульхан Аруху упоминается следующий обычай: еврей, отошедший от Торы и желающий к ней вернуться, окунается в микву, как при гиюре. Но это именно обычай, а не закон.

Но, с другой стороны, в отношении многих законов человек, отказавшийся от иудаизма, имеет тот же статус, что и нееврей, так как фактически ведет себя как нееврей (например, вино, к которому он прикасался, нельзя пить). То есть у него есть «потенциал быть евреем», и поэтому ему легче, чем нееврею, прийти к иудаизму. Для этого ему нужно лишь желание это сделать, ему не надо проходить гиюр. Но, пока он этого не сделал, мы относимся к нему как к нееврею, чтобы не попасть под дурное влияние и не забыть, в чем настоящее предназначение еврея.

Душа его — еврейская, и сказано: «Хоть и согрешил еврей — еврей он (остается евреем)!» (Санедрин 24а): когда евреи грешат, они все равно считаются сыновьями Творца (ведь сын заблудший — тоже сын!), но эта душа покрыта клипой («скорлупой») и не проявляется до поры до времени, пока Творец ее не позовет, как было во время исхода из Египта. И тогда она стряхнет с себя «скорлупу» и проявится ее настоящее стремление.

На самом деле нужно отметить, что и все мы в какой-то мере покрыты той самой скорлупой, ведь мы находимся в материальном мире и духовные устремления часто скрыты слоем материальных, которые отвлекают нас от главного в жизни. Наша задача — пробудить заложенные в нас силы души, скинуть скорлупу, добиться того, чтобы материальное заняло свое почетное, но не первое место.

Замечательное время для этого — эти дни между праздниками Песах и Шавуот, дни счета Омера. В молитве после исполнения этой заповеди так и говорится: «…чтобы мы очистились от скорлупы и нечистоты». И если мы сделаем это как следует и свет Торы будет озарять наши лица, то истина и счастье передадутся и далеким от Торы евреям, так как найдут отклик в их спящих душах, и у них будет больше шансов возродиться к новой, полной настоящего смысла жизни.

Желаю всем нам полноценной подготовки к получению Торы!

С уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше